Types of metro stations

See also: Station depths и Traffic.

    Ground stations (◉ on the map below)

  • Devyatkino
  • Dachnoye (closed)
  • Parnas
  • Kupchino
  • Rybatskoye
  • Shushary
  • There are two types of ground stations - open and closed. Both are built directly on the surface of the earth. However, an open ground station is only platforms with canopies, exposed to wind and precipitation, like ordinary railway stations. Closed ground stations are completely hidden under the walls and ceiling.

    In Leningrad at one time there was the only open ground station - Dachnoye (closed), not counting service stations on the territory of different metro depots. Operational experience has clearly shown that such stations, despite their cheapness, do not need to be built anymore. And today all ground stations in Saint-Petersburg are closed.

    Column stations (◉ on the map below)

  • Grazhdansky Prospekt
  • Akademicheskaya
  • Леснаяru
  • Vyborgskaya
  • Technological Institute-1
  • Baltiyskaya
  • Kirovsky Zavod
  • Avtovo
  • Богатырская (проект)ru
  • Proletarskaya
  • Dostoevskaya
  • Ploshchad Alexandra Nevskogo-2
  • Dunayskaya
  • Karetnaya (project)
  • Putilovskaya (under construction)
  • Stations of this type consist of a central and two side halls, the ceiling structures of which (the so—called rings of linings) are based on a structural element common to each pair of halls - a column.

    The main advantage of column-type stations is a much larger throughput capacity than that of a pylon station. But less than that of a single-arched one.

    Centipedes (column stations of shallow laying of the Moscow type) (◉ on the map below)

  • Leninsky Prospect
  • Prospect Veteranov
  • A kind of column station, made according to a typical Moscow project at shallow depth. These are three-span stations made of precast reinforced concrete structures, have a length of 102 to 169 meters and a column pitch of 4 to 6 meters. In total, there are 38 columns located in two lines at such stations, which is why they were nicknamed "centipedes". It looks pretty dull. Fortunately, there are only two such stations in Saint-Petersburg.

    Such stations are very cheap, they are built in an open (pit) way. Almost all typical "centipedes" in Russia have two lobbies at both ends, opening into underground passages.

    Horizontal elevators (◉ on the map below)

  • Петроградскаяru
  • Park Pobedy
  • Moskovskaya
  • Zvyozdnaya
  • Vasileostrovskaya
  • Gostiny Dvor
  • Mayakovskaya
  • Ploshchad Alexandra Nevskogo-1
  • Yelizarovskaya
  • Lomonosovskaya
  • "Horizontal elevator" is a kind of column-wall station of deep laying, characterized by load-bearing partitions separating the island passenger platform from the two tracks located on the sides. Passengers enter trains through automatic platform doors located in the partitions. Because of the similarity with elevators, in which the sliding doors of the cabin open synchronously with the doors of the shaft on the floor, this type of station was nicknamed "horizontal elevators".

    The world's first station of this type - Park Pobedy - was opened in 1961 in Leningrad. Initially, the platform doors on it were frosted glass. Today, all "horizontal elevators" have metal, opaque doors.

    Stations of this type are cheaper to build and provide the maximum possible safety of passengers by preventing people from falling onto the rails and developed control automation of doors, but they are noticeably more expensive to operate due to the presence of a large number of constantly working mechanical and electronic devices. Such stations require specially designed rolling stock with exactly equal distance between all doors. And, finally, they reduce the capacity and increase the requirements for train drivers due to the need for precise alignment of station door openings with train doors at each stop (the error at a stop is no more than 45 centimeters, trains regularly miss and are forced to move back or forward a little after stopping for accurate alignment).

    Because of this, the last station of this type - Zvyozdnaya was built in 1972, and then single-arch type stations were built.

    Some renaissance of "horizontal elevators" are column stations with a closed air circuit, but there the design of the station and the logic of the use of doors are different.

    Column-wall stations (◉ on the map below)

  • Prospect Prosveshcheniya
  • Primorskaya
  • Улица Дыбенкоru
  • Komendantsky Prospekt
  • Krestovsky Ostrov
  • Admiralteyskaya
  • Zvenigorodskaya
  • Mezhdunarodnaya
  • Bronevaya (project)
  • A type of column station for conditions of great depth (high ground pressure) or possible lateral displacements of soils. In such stations, part of the gaps between the columns is replaced by solid piers.

    The piers improve resistance to mountain pressure and lateral displacements, which is relevant at depths of 50 meters or more. However, of course, the piers reduce the capacity of the station, because they interfere with the free passage of passengers.

    Column stations with a closed air circuit (◉ on the map below)

  • Begovaya
  • Zenit
  • A new kind of column stations with shore platforms, unlike one island platform in conventional "horizontal elevators".

    The closed air circuit in this case is implemented by platform sliding doors that are not part of the station design. The meaning of such a technical solution is to ensure the safety of passengers at the station, as well as the separation of the air circuits of the station and the tunnel to improve air conditioning conditions. The disadvantages of the solution are the same as for "horizontal elevators".

    Pylon stations (◉ on the map below)

  • Ploshchad Lenina
  • Чернышевскаяru
  • Площадь Восстанияru
  • Vladimirskaya
  • Pushkinskaya
  • Narvskaya
  • Горьковскаяru
  • Nevsky Prospekt
  • Sennaya Ploshchad
  • Technological Institute-2
  • Frunzenskaya
  • Moskovskiye Vorota
  • Elektrosila
  • Gorny Institute (under construction)
  • Teatralnaya (under construction)
  • Spasskaya
  • Obvodny kanal
  • Volkovskaya
  • Bukharestskaya
  • Prospect Slavy
  • Borovaya (project)
  • Zastavskaya (project)
  • Yugo-Zapadnaya (under construction)
  • At pylon-type stations, the lining of the central hall and the station tunnels do not intersect and are interconnected by pylons with passages between them. That is, these are three separate independent tunnels with passages. This is the oldest type of deep-laying stations. All stations of this type were built in a closed way at depths from 15 to 105 meters.

    With high resistance to ground pressure, stations of this type have a relatively low throughput due to the limited width of passages between halls.

    Stations with a single arch (◉ on the map below)

  • Politekhnicheskaya
  • Площадь Мужестваru
  • Ozerki
  • Udelnaya
  • Pionerskaya
  • Черная Речкаru
  • Obukhovo
  • Ligovsky Prospekt
  • Novocherkasskaya
  • Ладожскаяru
  • Prospekt Bolshevikov
  • Staraya Derevnya
  • Chkalovskaya
  • Sadovaya
  • Stations of this type are a single-volume hall with a high vault, in which the island platform, station tracks and sub-platform rooms are located.

    The project of a single-vaulted deep-laying station was developed in Leningrad. In the USSR, the first such stations were opened in 1975 Politekhnicheskaya and Площадь Мужестваru.

    This type of station provides high technological efficiency and mechanization of work during construction. After sinking the support and track tunnels, the station arch is formed above them, and then the soil inside the arch is removed. The capacity of such stations is also maximum, because there are no requirements for the accuracy of the train stop, and ideally nothing interferes with the free passage of passengers.

    However, such stations require continuous construction, i.e. they do not tolerate irregular financing. Therefore, such stations have not been built in Russia since the dashing 90s. The choice was made in favor of pylon and column-wall stations, because they can be preserved at any stage of construction without harm to the future fate of the station.

    Two-tier stations with a single arch (◉ on the map below)

  • Sportivnaya (lower hall)
  • Sportivnaya (upper hall)
  • Unique for the USSR and very rare in the world type of two-tier station under a single common vault. In fact, this is a two-story railway station built in a single vault of large diameter at great depth, and even partially under the riverbed.

    There are three similar stations in the USA, but they are built at a shallow depth (up to 30 meters). In our case, for a depth of 64 meters under the channel of the Malaya Neva, this design is completely unique.

    In the future, with the construction of the Ring Metro Line in Saint-Petersburg, this station will become a full-fledged transfer hub, but it is impossible to name the timing of this event now.


◉ Ground stations
◉ Column stations
◉ Centipedes (column stations of shallow laying of the Moscow type)
◉ Horizontal elevators
◉ Column-wall stations
◉ Column stations with a closed air circuit
◉ Pylon stations
◉ Stations with a single arch
◉ Two-tier stations with a single arch

Типы станций метрополитена

    Наземные станции

  • Девяткино
  • Дачное (закрыта)
  • Парнас
  • Купчино
  • Рыбацкое
  • Шушары
  • Есть два типа наземных станций - открытые и закрытые. И те и те строятся непосредственно на поверхности земли. Однако открытая наземная станция представляет собой лишь платформы с навесами, подверженные ветру и атмосферным осадкам, подобно обычным железнодорожным станциям. Закрытые же наземные станции полностью скрыты под стенами и потолком.

    В Ленинграде в своё время была единственная открытая наземная станция - Дачное (закрыта), не считая служебных станций на территории разных депо метрополитена. Опыт эксплуатации ярко показал, что таких станций, несмотря на их дешевизну, больше строить не надо. И сегодня все наземные станции в Петербурге - закрытые.

    Колонные станции

  • Гражданский проспект
  • Академическая
  • Лесная
  • Выборгская
  • Технологический Институт-1
  • Балтийская
  • Кировский Завод
  • Автово
  • Пролетарская
  • Достоевская
  • Площадь Александра Невского-2
  • Дунайская
  • Путиловская (строится)
  • Станции этого типа состоят из центрального и двух боковых залов, потолочные конструкции которых (т.н. кольца обделок) опираются на общий для каждой пары залов конструктивный элемент — колонну.

    Основное преимущество станций колонного типа - значительно бо́льшая пропускная способность, нежели у пилонной станции. Но меньше, чем у односводчатой.

    Сороконожки (колонные станции мелкого заложения московского типа)

  • Ленинский Проспект
  • Проспект Ветеранов
  • Разновидность колонной станции, выполненная по типовому московскому проекту на малой глубине. Это трёхпролетные станции из сборных железобетонных конструкций, имеют длину от 102 до 169 метров и шаг колонн от 4 до 6 метров. Всего на таких станциях 38 колонн, расположенных в две линии, поэтому их и прозвали "сороконожками". Выглядит это довольно уныло. К счастью, в Петербурге таких станций всего две.

    Такие станции весьма дешёвы, строятся открытым (котлованным) способом. Почти все типовые "сороконожки" в России имеют два вестибюля с обоих концов, выходящие в подземные переходы.

    Колонно-стеновые станции

  • Проспект Просвещения
  • Приморская
  • Улица Дыбенко
  • Комендантский проспект
  • Крестовский остров
  • Адмиралтейская
  • Звенигородская
  • Международная
  • Разновидность колонной станции для условий большой глубины (большого давления грунта) или возможных боковых смещений грунтов. В таких станциях часть промежутков между колоннами заменена сплошными простенками.

    Простенки улучшают сопротивление горному давлению и боковым смещениям, что актуально на глубинах 50 метров и более. Однако, конечно, простенки снижают пропускную способность станции, т.к. мешают свободному проходу пассажиров.

    Горизонтальные лифты

  • Петроградская
  • Парк Победы
  • Московская
  • Звездная
  • Василеостровская
  • Гостиный двор
  • Маяковская
  • Площадь Александра Невского-1
  • Елизаровская
  • Ломоносовская
  • "Горизонтальный лифт" - это разновидность колонно-стеновой станции глубокого заложения, отличающийся несущими перегородками, отделяющими островную пассажирскую платформу от двух расположенных по бокам путей. Пассажиры заходят в поезда через расположенные в перегородках автоматические платформенные двери. За сходство с лифтами, у которых раздвижные двери кабины открываются синхронно с дверьми шахты на этаже, этот тип станций и прозвали "горизонтальными лифтами".

    Первая в мире станция этого типа - Парк Победы - открыта в 1961 году в Ленинграде. Изначально платформенные двери на ней были матово-стеклянные. Сегодня на всех "горизонтальных лифтах" двери металлические, непрозрачные.

    Станции этого типа дешевле в строительстве и обеспечивают максимально возможную безопасность пассажиров за счёт предотвращения падения людей на рельсы и развитой контрольной автоматики дверей, однако они заметно дороже в эксплуатации из-за наличия большого количества постоянно работающих механических и электронных устройств. Такие станции требуют специально спроектированного подвижного состава с точно равным расстоянием между всеми дверями. И, наконец, снижают пропускную способность и повышают требования к машинистам поездов из-за необходимости точного совмещения при каждой остановке проёмов станционных дверей с дверями поезда (погрешность при остановке - не более 45 сантиметров, регулярно поезда промахиваются и вынуждены после остановки чуть сдавать назад или вперёд для точного совмещения).

    В силу этого, последняя станция такого типа - Звездная была построена в 1972 году, и далее строились уже станции односводчатого типа.

    Некоторым ренессансом "горизонтальных лифтов" являются колонные станции с закрытым воздушным контуром, но там конструкция станции и логика применения дверей другие.

    Колонные станции с закрытым воздушным контуром

  • Беговая
  • Зенит (Новокрестовская)
  • Новая разновидность колонных станций с береговыми платформами, в отличие от одной островной платформы у обычных "горизонтальных лифтов".

    Закрытый воздушный контур в этом случае реализован платформенными раздвижными дверьми, не являющимися частью конструкции станции. Смысл такого технического решения - обеспечение безопасности пассажиров на станции, а также разделение воздушных контуров станции и тоннеля для улучшения условий кондиционирования воздуха. Минусы решения - те же, что и у "горизонтальных лифтов".

    Пилонные станции

  • Площадь Ленина
  • Чернышевская
  • Площадь Восстания
  • Владимирская
  • Пушкинская
  • Нарвская
  • Горьковская
  • Невский Проспект
  • Сенная Площадь
  • Технологический Институт-2
  • Фрунзенская
  • Московские Ворота
  • Электросила
  • Спасская
  • Обводный канал
  • Волковская
  • Бухарестская
  • Проспект Славы
  • Юго-Западная (строится)
  • На станциях пилонного типа обделки центрального зала и станционных тоннелей не пересекаются и соединены между собой пилонами с проходами между ними. То есть это три раздельных независимых тоннеля с проходами. Это самый старый тип станций глубокого заложения. Все станции этого типа у нас строились закрытым способом на глубинах от 15 до 105 метров.

    При высокой сопротивляемости давлению грунта станции этого типа обладают относительно невысокой пропускной способностью из-за ограниченной ширины проходов между залами.

    Односводчатые станции

  • Политехническая
  • Площадь Мужества
  • Озерки
  • Удельная
  • Пионерская
  • Черная Речка
  • Обухово
  • Лиговский проспект
  • Новочеркасская
  • Ладожская
  • Проспект Большевиков
  • Старая Деревня
  • Чкаловская
  • Садовая
  • Станции этого типа представляют собой однообъёмный зал с высоким сводом, в котором располагается островная платформа, станционные пути и подплатформенные помещения.

    Проект односводчатой станции глубокого заложения был разработан в Ленинграде. В СССР первыми такими станциями стали открытые в 1975 году Политехническая и Площадь Мужества.

    Подобный тип станции обеспечивает высокую технологичность и механизацию работ при строительстве. После проходки опорного и путевых тоннелей над ними формируют свод станции, а затем уже убирают грунт внутри свода. Пропускная способность таких станций также максимальна, т.к. нет требований к точности остановки поезда, и свободному проходу пассажиров в идеале ничего не мешает.

    Однако такие станции требуют непрерывного строительства, т.е. плохо переносят нерегулярное финансирование. Поэтому с лихих 90х годов в России такие станции не строятся. Выбор сделан в пользу пилонных и колонно-стеновых станций, т.к. их можно законсервировать на любом этапе строительства без вреда для дальнейшей судьбы станции.

    Двухярусные односводчатые станции

  • Спортивная (нижний зал)
  • Спортивная (верхний зал)
  • Уникальный для СССР и очень редкий в мире тип двухъярусной станции под единым общим сводом. По сути, это двухэтажная железнодорожная станция, построенная в едином своде большого диаметра на большой глубине, да ещё и частично под руслом реки.

    Три подобных станции есть в США, но они построены на небольшой глубине (до 30 метров). В нашем же случае, для глубины 64 метра под руслом Малой Невы эта конструкция совершенно уникальна.

    В будущем при постройке Кольцевой линии метро в Петербурге эта станция станет полноценным пересадочным узлом, но сроки этого события назвать сейчас невозможно.