Типы станций
- Девяткино
- Дачное (закрыта)
- Парнас
- Купчино
- Рыбацкое
- Шушары
- Гражданский проспект
- Академическая
- Лесная
- Выборгская
- Технологический Институт-1
- Балтийская
- Кировский Завод
- Автово
- Богатырская (проект)
- Пролетарская
- Достоевская
- Площадь Александра Невского-2
- Дунайская
- Каретная (проект)
- Путиловская (строится)
- Ленинский Проспект
- Проспект Ветеранов
- Проспект Просвещения
- Приморская
- Улица Дыбенко
- Комендантский проспект
- Крестовский остров
- Адмиралтейская
- Звенигородская
- Международная
- Броневая (проект)
- Петроградская
- Парк Победы
- Московская
- Звездная
- Василеостровская
- Гостиный двор
- Маяковская
- Площадь Александра Невского-1
- Елизаровская
- Ломоносовская
- Беговая
- Зенит
- Площадь Ленина
- Чернышевская
- Площадь Восстания
- Владимирская
- Пушкинская
- Нарвская
- Горьковская
- Невский Проспект
- Сенная Площадь
- Технологический Институт-2
- Фрунзенская
- Московские Ворота
- Электросила
- Горный Институт (строится)
- Театральная (строится)
- Спасская
- Обводный канал
- Волковская
- Бухарестская
- Проспект Славы
- Боровая (проект)
- Заставская (проект)
- Юго-Западная (строится)
- Политехническая
- Площадь Мужества
- Озерки
- Удельная
- Пионерская
- Черная Речка
- Обухово
- Лиговский проспект
- Новочеркасская
- Ладожская
- Проспект Большевиков
- Старая Деревня
- Чкаловская
- Садовая
- Спортивная (нижний зал)
- Спортивная (верхний зал)
Наземные станции (◉ на карте внизу)
Есть два типа наземных станций - открытые и закрытые. И те и те строятся непосредственно на поверхности земли. Однако открытая наземная станция представляет собой лишь платформы с навесами, подверженные ветру и атмосферным осадкам, подобно обычным железнодорожным станциям. Закрытые же наземные станции полностью скрыты под стенами и потолком.
В Ленинграде в своё время была единственная открытая наземная станция - Дачное (закрыта), не считая служебных станций на территории разных депо метрополитена. Опыт эксплуатации ярко показал, что таких станций, несмотря на их дешевизну, больше строить не надо. И сегодня все наземные станции в Петербурге - закрытые.
Колонные станции (◉ на карте внизу)
Станции этого типа состоят из центрального и двух боковых залов, потолочные конструкции которых (т.н. кольца обделок) опираются на общий для каждой пары залов конструктивный элемент — колонну.
Основное преимущество станций колонного типа - значительно бо́льшая пропускная способность, нежели у пилонной станции. Но меньше, чем у односводчатой.
Сороконожки (колонные станции мелкого заложения московского типа) (◉ на карте внизу)
Разновидность колонной станции, выполненная по типовому московскому проекту на малой глубине. Это трёхпролетные станции из сборных железобетонных конструкций, имеют длину от 102 до 169 метров и шаг колонн от 4 до 6 метров. Всего на таких станциях 38 колонн, расположенных в две линии, поэтому их и прозвали "сороконожками". Выглядит это довольно уныло. К счастью, в Петербурге таких станций всего две.
Такие станции весьма дешёвы, строятся открытым (котлованным) способом. Почти все типовые "сороконожки" в России имеют два вестибюля с обоих концов, выходящие в подземные переходы.
Колонно-стеновые станции (◉ на карте внизу)
Разновидность колонной станции для условий большой глубины (большого давления грунта) или возможных боковых смещений грунтов. В таких станциях часть промежутков между колоннами заменена сплошными простенками.
Простенки улучшают сопротивление горному давлению и боковым смещениям, что актуально на глубинах 50 метров и более. Однако, конечно, простенки снижают пропускную способность станции, т.к. мешают свободному проходу пассажиров.
Горизонтальные лифты (◉ на карте внизу)
"Горизонтальный лифт" - это разновидность колонно-стеновой станции глубокого заложения, отличающийся несущими перегородками, отделяющими островную пассажирскую платформу от двух расположенных по бокам путей. Пассажиры заходят в поезда через расположенные в перегородках автоматические платформенные двери. За сходство с лифтами, у которых раздвижные двери кабины открываются синхронно с дверьми шахты на этаже, этот тип станций и прозвали "горизонтальными лифтами".
Первая в мире станция этого типа - Парк Победы - открыта в 1961 году в Ленинграде. Изначально платформенные двери на ней были матово-стеклянные. Сегодня на всех "горизонтальных лифтах" двери металлические, непрозрачные.
Станции этого типа дешевле в строительстве и обеспечивают максимально возможную безопасность пассажиров за счёт предотвращения падения людей на рельсы и развитой контрольной автоматики дверей, однако они заметно дороже в эксплуатации из-за наличия большого количества постоянно работающих механических и электронных устройств. Такие станции требуют специально спроектированного подвижного состава с точно равным расстоянием между всеми дверями. И, наконец, снижают пропускную способность и повышают требования к машинистам поездов из-за необходимости точного совмещения при каждой остановке проёмов станционных дверей с дверями поезда (погрешность при остановке - не более 45 сантиметров, регулярно поезда промахиваются и вынуждены после остановки чуть сдавать назад или вперёд для точного совмещения).
В силу этого, последняя станция такого типа - Звездная была построена в 1972 году, и далее строились уже станции односводчатого типа.
Некоторым ренессансом "горизонтальных лифтов" являются колонные станции с закрытым воздушным контуром, но там конструкция станции и логика применения дверей другие.
Колонные станции с закрытым воздушным контуром (◉ на карте внизу)
Новая разновидность колонных станций с береговыми платформами, в отличие от одной островной платформы у обычных "горизонтальных лифтов".
Закрытый воздушный контур в этом случае реализован платформенными раздвижными дверьми, не являющимися частью конструкции станции. Смысл такого технического решения - обеспечение безопасности пассажиров на станции, а также разделение воздушных контуров станции и тоннеля для улучшения условий кондиционирования воздуха. Минусы решения - те же, что и у "горизонтальных лифтов".
Пилонные станции (◉ на карте внизу)
На станциях пилонного типа обделки центрального зала и станционных тоннелей не пересекаются и соединены между собой пилонами с проходами между ними. То есть это три раздельных независимых тоннеля с проходами. Это самый старый тип станций глубокого заложения. Все станции этого типа у нас строились закрытым способом на глубинах от 15 до 105 метров.
При высокой сопротивляемости давлению грунта станции этого типа обладают относительно невысокой пропускной способностью из-за ограниченной ширины проходов между залами.
Односводчатые станции (◉ на карте внизу)
Станции этого типа представляют собой однообъёмный зал с высоким сводом, в котором располагается островная платформа, станционные пути и подплатформенные помещения.
Проект односводчатой станции глубокого заложения был разработан в Ленинграде. В СССР первыми такими станциями стали открытые в 1975 году Политехническая и Площадь Мужества.
Подобный тип станции обеспечивает высокую технологичность и механизацию работ при строительстве. После проходки опорного и путевых тоннелей над ними формируют свод станции, а затем уже убирают грунт внутри свода. Пропускная способность таких станций также максимальна, т.к. нет требований к точности остановки поезда, и свободному проходу пассажиров в идеале ничего не мешает.
Однако такие станции требуют непрерывного строительства, т.е. плохо переносят нерегулярное финансирование. Поэтому с лихих 90х годов в России такие станции не строятся. Выбор сделан в пользу пилонных и колонно-стеновых станций, т.к. их можно законсервировать на любом этапе строительства без вреда для дальнейшей судьбы станции.
Двухярусные односводчатые станции (◉ на карте внизу)
Уникальный для СССР и очень редкий в мире тип двухъярусной станции под единым общим сводом. По сути, это двухэтажная железнодорожная станция, построенная в едином своде большого диаметра на большой глубине, да ещё и частично под руслом реки.
Три подобных станции есть в США, но они построены на небольшой глубине (до 30 метров). В нашем же случае, для глубины 64 метра под руслом Малой Невы эта конструкция совершенно уникальна.
В будущем при постройке Кольцевой линии метро в Петербурге эта станция станет полноценным пересадочным узлом, но сроки этого события назвать сейчас невозможно.
◉ Наземные станции
◉ Колонные станции
◉ Сороконожки (колонные станции мелкого заложения московского типа)
◉ Колонно-стеновые станции
◉ Горизонтальные лифты
◉ Колонные станции с закрытым воздушным контуром
◉ Пилонные станции
◉ Односводчатые станции
◉ Двухярусные односводчатые станции