Типы станций метрополитена

    Наземные станции

  • Девяткино
  • Дачное (закрыта)
  • Парнас
  • Купчино
  • Рыбацкое
  • Шушары
  • Есть два типа наземных станций - открытые и закрытые. И те и те строятся непосредственно на поверхности земли. Однако открытая наземная станция представляет собой лишь платформы с навесами, подверженные ветру и атмосферным осадкам, подобно обычным железнодорожным станциям. Закрытые же наземные станции полностью скрыты под стенами и потолком.

    В Ленинграде в своё время была единственная открытая наземная станция - Дачное (закрыта), не считая служебных станций на территории разных депо метрополитена. Опыт эксплуатации ярко показал, что таких станций, несмотря на их дешевизну, больше строить не надо. И сегодня все наземные станции в Петербурге - закрытые.

    Колонные станции

  • Гражданский проспект
  • Академическая
  • Лесная
  • Выборгская
  • Технологический Институт-1
  • Балтийская
  • Кировский Завод
  • Автово
  • Пролетарская
  • Достоевская
  • Площадь Александра Невского-2
  • Дунайская
  • Путиловская (строится)
  • Станции этого типа состоят из центрального и двух боковых залов, потолочные конструкции которых (т.н. кольца обделок) опираются на общий для каждой пары залов конструктивный элемент — колонну.

    Основное преимущество станций колонного типа - значительно бо́льшая пропускная способность, нежели у пилонной станции. Но меньше, чем у односводчатой.

    Сороконожки (колонные станции мелкого заложения московского типа)

  • Ленинский Проспект
  • Проспект Ветеранов
  • Разновидность колонной станции, выполненная по типовому московскому проекту на малой глубине. Это трёхпролетные станции из сборных железобетонных конструкций, имеют длину от 102 до 169 метров и шаг колонн от 4 до 6 метров. Всего на таких станциях 38 колонн, расположенных в две линии, поэтому их и прозвали "сороконожками". Выглядит это довольно уныло. К счастью, в Петербурге таких станций всего две.

    Такие станции весьма дешёвы, строятся открытым (котлованным) способом. Почти все типовые "сороконожки" в России имеют два вестибюля с обоих концов, выходящие в подземные переходы.

    Колонно-стеновые станции

  • Проспект Просвещения
  • Приморская
  • Улица Дыбенко
  • Комендантский проспект
  • Крестовский остров
  • Адмиралтейская
  • Звенигородская
  • Международная
  • Разновидность колонной станции для условий большой глубины (большого давления грунта) или возможных боковых смещений грунтов. В таких станциях часть промежутков между колоннами заменена сплошными простенками.

    Простенки улучшают сопротивление горному давлению и боковым смещениям, что актуально на глубинах 50 метров и более. Однако, конечно, простенки снижают пропускную способность станции, т.к. мешают свободному проходу пассажиров.

    Горизонтальные лифты

  • Петроградская
  • Парк Победы
  • Московская
  • Звездная
  • Василеостровская
  • Гостиный двор
  • Маяковская
  • Площадь Александра Невского-1
  • Елизаровская
  • Ломоносовская
  • "Горизонтальный лифт" - это разновидность колонно-стеновой станции глубокого заложения, отличающийся несущими перегородками, отделяющими островную пассажирскую платформу от двух расположенных по бокам путей. Пассажиры заходят в поезда через расположенные в перегородках автоматические платформенные двери. За сходство с лифтами, у которых раздвижные двери кабины открываются синхронно с дверьми шахты на этаже, этот тип станций и прозвали "горизонтальными лифтами".

    Первая в мире станция этого типа - Парк Победы - открыта в 1961 году в Ленинграде. Изначально платформенные двери на ней были матово-стеклянные. Сегодня на всех "горизонтальных лифтах" двери металлические, непрозрачные.

    Станции этого типа дешевле в строительстве и обеспечивают максимально возможную безопасность пассажиров за счёт предотвращения падения людей на рельсы и развитой контрольной автоматики дверей, однако они заметно дороже в эксплуатации из-за наличия большого количества постоянно работающих механических и электронных устройств. Такие станции требуют специально спроектированного подвижного состава с точно равным расстоянием между всеми дверями. И, наконец, снижают пропускную способность и повышают требования к машинистам поездов из-за необходимости точного совмещения при каждой остановке проёмов станционных дверей с дверями поезда (погрешность при остановке - не более 45 сантиметров, регулярно поезда промахиваются и вынуждены после остановки чуть сдавать назад или вперёд для точного совмещения).

    В силу этого, последняя станция такого типа - Звездная была построена в 1972 году, и далее строились уже станции односводчатого типа.

    Некоторым ренессансом "горизонтальных лифтов" являются колонные станции с закрытым воздушным контуром, но там конструкция станции и логика применения дверей другие.

    Колонные станции с закрытым воздушным контуром

  • Беговая
  • Зенит (Новокрестовская)
  • Новая разновидность колонных станций с береговыми платформами, в отличие от одной островной платформы у обычных "горизонтальных лифтов".

    Закрытый воздушный контур в этом случае реализован платформенными раздвижными дверьми, не являющимися частью конструкции станции. Смысл такого технического решения - обеспечение безопасности пассажиров на станции, а также разделение воздушных контуров станции и тоннеля для улучшения условий кондиционирования воздуха. Минусы решения - те же, что и у "горизонтальных лифтов".

    Пилонные станции

  • Площадь Ленина
  • Чернышевская
  • Площадь Восстания
  • Владимирская
  • Пушкинская
  • Нарвская
  • Горьковская
  • Невский Проспект
  • Сенная Площадь
  • Технологический Институт-2
  • Фрунзенская
  • Московские Ворота
  • Электросила
  • Спасская
  • Обводный канал
  • Волковская
  • Бухарестская
  • Проспект Славы
  • Юго-Западная (строится)
  • На станциях пилонного типа обделки центрального зала и станционных тоннелей не пересекаются и соединены между собой пилонами с проходами между ними. То есть это три раздельных независимых тоннеля с проходами. Это самый старый тип станций глубокого заложения. Все станции этого типа у нас строились закрытым способом на глубинах от 15 до 105 метров.

    При высокой сопротивляемости давлению грунта станции этого типа обладают относительно невысокой пропускной способностью из-за ограниченной ширины проходов между залами.

    Односводчатые станции

  • Политехническая
  • Площадь Мужества
  • Озерки
  • Удельная
  • Пионерская
  • Черная Речка
  • Обухово
  • Лиговский проспект
  • Новочеркасская
  • Ладожская
  • Проспект Большевиков
  • Старая Деревня
  • Чкаловская
  • Садовая
  • Станции этого типа представляют собой однообъёмный зал с высоким сводом, в котором располагается островная платформа, станционные пути и подплатформенные помещения.

    Проект односводчатой станции глубокого заложения был разработан в Ленинграде. В СССР первыми такими станциями стали открытые в 1975 году Политехническая и Площадь Мужества.

    Подобный тип станции обеспечивает высокую технологичность и механизацию работ при строительстве. После проходки опорного и путевых тоннелей над ними формируют свод станции, а затем уже убирают грунт внутри свода. Пропускная способность таких станций также максимальна, т.к. нет требований к точности остановки поезда, и свободному проходу пассажиров в идеале ничего не мешает.

    Однако такие станции требуют непрерывного строительства, т.е. плохо переносят нерегулярное финансирование. Поэтому с лихих 90х годов в России такие станции не строятся. Выбор сделан в пользу пилонных и колонно-стеновых станций, т.к. их можно законсервировать на любом этапе строительства без вреда для дальнейшей судьбы станции.

    Двухярусные односводчатые станции

  • Спортивная (нижний зал)
  • Спортивная (верхний зал)
  • Уникальный для СССР и очень редкий в мире тип двухъярусной станции под единым общим сводом. По сути, это двухэтажная железнодорожная станция, построенная в едином своде большого диаметра на большой глубине, да ещё и частично под руслом реки.

    Три подобных станции есть в США, но они построены на небольшой глубине (до 30 метров). В нашем же случае, для глубины 64 метра под руслом Малой Невы эта конструкция совершенно уникальна.

    В будущем при постройке Кольцевой линии метро в Петербурге эта станция станет полноценным пересадочным узлом, но сроки этого события назвать сейчас невозможно.