Технологический Институт-1

  • Эта станция в Сети: Wikipedia, Wikimapia
  • Открыта: 15 ноября 1955 года
  • Глубина: 60 (по другим данным - 40) метров
  • Проектное название: Технологический институт
  • Народные названия: Техноложка
  • Тип станции: колонная трёхсводчатая
  • Вход на станцию: вестибюль встроен в здание Управления Петербургского метрополитена
  • Траффик: порядка 516 тыс человек в месяц

Станция "Технологический институт-1", также называемая "1й зал станции Технологический институт" - самая большая по размеру станция первой очереди метро Ленинграда. Размах и простор.

С этой станции поезда идут на юг, к густонаселённым окраинам города и к Балтийскому вокзалу. Поэтому транзитный поток здесь очень большой. Интересно, что на 1я Красная линия поезда длиннее на один вагон, чем на 2я Синяя линия, но идут с бОльшим интервалом. Поэтому наблюдение за динамикой пересадки между обоими сторонами этой станции есть весьма увлекательное зрелище. Опытные пассажиры бросаются бежать на другую сторону, лишь только створки дверей начинают расходиться, уверенно уворачиваясь от таких же встречных бегунов. При этом на 1я Красная линия есть два потока - в первый вагон, чтобы рвануть наверх к электричкам на Балтийская, и в последний вагон, чтобы рвануть к маршруткам на станциях Автово и Ленинский Проспект. Правильно выбрав вагон, можно быстро избавиться от большей части попутчиков и доехать до конца линии с большим комфортом ;)

Станция построена по классической колонной схеме, с большим центральным залом и двумя боковыми. На стройке здесь не экономили - всё сделано на совесть.

Здесь очень красивые светильники, и в центральном зале и в боковых. Причем общая тема светильников прям перекликается со всеми другими станциями первой очереди метро Ленинграда.

В торце длинного визуального простора находятся эскалаторы на поверхность. Во время одной из съёмок там как раз шёл ремонт, замена эскалаторов, и створ выхода был закрыт. Теперь там четыре эскалатора, гермодверь - подъёмная типа "крышка унитаза".

Другой торец зала пуст, как барабан. Вместе с капитализмом на этом торце появилась и реклама. Куда ж без неё ;)

Тема оформления станции - деятели науки дореволюционной России и СССР. На колоннах центрального зала вперемешку с венками из ветвей пальмы и лавра размещены барельефы деятелей науки.

Давайте этих деятелей наскоро перечислим, безотносительно точного порядка. В принципе, вы их всех хорошо знаете.

  • Иван Фёдоров - один из первых русских книгопечатников.
  • Николай Иванович Лобачевский - один из создателей неевклидовой геометрии, названной теперь его именем.
  • Николай Иванович Пирогов - основоположник школы русской военно-полевой хирургии, хирург и учёный-анатом.
  • Николай Николаевич Миклухо-Маклай - этнограф, антрополог, биолог и путешественник.
  • Павел Николаевич Яблочков - военный инженер, электротехник, изобретатель дуговой лампы.
  • Александр Степанович Попов - физик, изобретатель радио и многих технологий на его основе (радиотелеграф, основы радиолокации и РЭБ).
  • Илья Ильич Мечников - биолог, нобелевский лауреат в области физиологии и медицины.
  • Климент Аркадьевич Тимирязев - естествоиспытатель, специалист по физиологии растений.
  • Владимир Михайлович Бехтерев - психиатр, невропатолог, психолог.
  • Иван Владимирович Мичурин - биолог и селекционер.
  • Александр Петрович Карпинский - геолог, палеонтолог и горный инженер.
  • Иван Петрович Павлов - физиолог, вивисектор, создатель науки о высшей нервной деятельности.

Немного отвлечёмся. В центре зала находится выход с межстанционного перехода Переход между Техноложками, который тоже украшен барельефами. Но с ними, с этими барельефами, сразу несколько забавных моментов.

Прямо над переходом торчит подсвеченное окно прямо в земную твердь ;)

По бокам, как и положено - лики Ленина и Маркса. Центровое место. Но уж не знаю, по иронии судьбы или по специальному замыслу архитекторов, это место - самое тёмное в центральном зале. Поэтому даже нормально сфотографировать эти два барельефа - прям проблема.

А второй занятный момент в том, что до постройки перехода прямо напротив располагались ещё два барельефа, Сталина и Энгельса. Но при постройке перехода их были вынуждены убрать. Долгое время они считались утраченными, и лишь недавно они появились в музее метрополитена.

К слову - здесь напротив лестницы перехода очень красивый пол, а за углом даже притулились скамеечки.

Вернёмся к цепочке барьельефов.

  • Константин Эдуардович Циолковский - философ и эзотерик, считается теоретическим основоположником космонавтики (хотя вообще-то писал совсем о другом).
  • Сергей Васильевич Лебедев - химик, основоположник промышленного способа получения синтетического каучука.
  • Николай Егорович Жуковский - учёный-механик, основоположник гидро- и аэродинамики.

Отдельно отметим, конечно же, Дмитрия Ивановича Менделеева, научно обосновавшего оптимальную крепость спиртных напитков. Моё почтение.

Рядом с ним на колонне - памятная доска о жертвах теракта в тоннеле метро 3 апреля 2017 года. Именно здесь остановился тогда взорванный в тоннеле поезд. Прокси-война, она такая.

Пойдём дальше.

  • Иван Михайлович Сеченов - физиолог, педагог, создатель первой российской физиологической научной школы и естественно-научного материалистического направления в психологии.
  • Софья Васильевна Ковалевская - математик и механик, первая в мире женщина - профессор математики.
  • Николай Михайлович Пржевальский - путешественник, географ и натуралист. Открыл лошадей имени себя, диких верблюдов и кучу других живых форм.
  • Сергей Петрович Боткин - врач-терапевт, патолог, физиолог, создал учение об организме как о едином целом, подчиняющимся воле.
  • Иван Петрович Кулибин - механик-изобретатель, "нижегородский Архимед". Его фамилия стала в России нарицательной.
  • Михаил Васильевич Ломоносов - ну, это просто наше всё. Первый крупный русский учёный-естествоиспытатель, основоположник целого ряда научных направлений. Художник, историограф, поэт. Создатель классического русского четырёхстопного ямба. Перечислять его заслуги здесь просто не хватит места. И несмотря на всю свою неоднозначность, безусловно глыба мирового масштаба. Вот были люди в наше время ©.

Пожалуй, приведём здесь одно из стихотворений Михайло Васильевича:

Мышь некогда, любя святыню
Оставила научный мир
Ушла в глубокую пустыню
Заевшись вся в голландский сыр

Посмотрим ещё раз вдоль всего центрального зала.

Оценим теперь боковые залы станции.

Как и на всей станции, стены здесь оформлены светлым гранитом. В путевых стенах можно видеть технологические двери для обслуживания кабельного хозяйства.

Как уже говорил на странице про Переход между Техноложками, раньше перила межстанционного перехода были открыты. Можно было посмотреть сверху на платформу, на поезда и оценить вблизи светильники бокового зала.

Мне непонятно, зачем было закрывать эти перила. Свалиться под поезд там всё равно невозможно.

Но имеем то что имеем. Теперь оценить светильники бокового зала можно только снизу.

Здесь же, в торцах боковых залов, понатыкано разное интересное оборудование, включая антенны мобильной связи и многочисленные системы теленаблюдения.

В целом же - одна из достойнейших станций первой очереди и однозначно самая красивая станция на 2я Синяя линия.

Контраст особенно ярко виден, если двинуться отсюда на юг по 2я Синяя линия - к станции Фрунзенская ;)