Автово

Насколько мне известно, это единственная станция метро в Петербурге, на которой конструктивно отсутствуют гермодвери. Подозреваю, потому, что первоначальный проект станции, ещё довоенный, был создан до появления ядерного оружия, и конструкция станции не позволяет теперь где-либо смонтировать гермодвери.

Станция названа по расположению в историческом районе Санкт-Петербурга — Автово. Это не только самая красивая станция метро в Петербурге, но и одна из 12-ти самых красивых станций в мире.

Обратите внимание на речевой информатор в вагоне на видео ниже.

Долгое время станция была конечной, прямо за ней находится метродепо ТЧ-1 Автово и ТЧ-2 Дачное. Поэтому многие поезда, особенно вечером, дальше этой станции не идут, уходя в депо. На станции даже специальная табличка об этом есть, когда-то даже работала.

Интересно, что эту табличку не снимали даже тогда, когда на станции шёл капитальный ремонт и её фактически всю перебрали по кусочкам.

На станции за её историю несколько раз менялось освещение. Поэтому снимки, сделанные в разные эпохи, дают разную цветовую гамму. Если их специально не приводить к единому балансу белого цвета. Но мы специально не будем их приводить к единому балансу белого, чтобы нагляднее показать разницу.

Строительство станции и прилегающих перегонов началось зимой 1940/41 года, но было остановлено с началом Великой Отечественной войны. Выработки были затоплены. Строительство было возобновлено лишь в конце 1946 года.

Тематика станции - оборона Ленинграда/Петрограда. Во время войны этот район города был передним краем обороны города, прекрасно просматривался немцами в бинокли с господствующих высот. В торце станционного зала находится мозаичное панно "Победа". Также известна как "Родина-Мать".

Вентиляционные решётки на одной из стен также прекрасно стилизованы.

Интересно, что во время капитального ремонта одну из решёток снимали и выводили за неё мощную вытяжку.

Но без неё, конечно, лучше :)

Главной и самой знаменитой изюминкой станции являются колонны. Всего их 46 - 30 мраморных и 16 стеклянных.

Но не все колонны круглые в плане: при входе на станцию потолок поддерживают две квадратные колонны.

По первоначальному проекту предполагалось, что стеклянными будут все колонны, и на них будет смонтирована подсветка изнутри. Это было бы вообще невообразимо круто, даже в наше время. Но к сожалению подрядчик не справился с заданием, еле-еле успев облицевать к сдаче станции часть колонн. Остальные временно облицевали мрамором, а потом урод Хрущёв принял свой печально знаменитый указ о запрете архитектурных излишеств, и проект так и остался незавершённым.

Фишка стеклянных колонн в том, что угол между внутренними гранями остекления составляет 80 градусов, и свет отражается от них, не достигая бетонного стержня колонны. Таким образом, снаружи бетон внутри колонны практически не виден, и возникает ощущение цельной стеклянной конструкции. Эх, подсветку бы...

Эта станция во многом была первой. На эту станцию пришёл первый поезд в метро Ленинграда. Эту станцию первой строили с технологией заморозки грунта - из-за проходящей рядом реки и водоносных пластов. Эта станция была первой и долгое время единственной станцией метро в Лениграде мелкого заложения, без эскалаторов и даже без турникетов (появились много много позже).

В южном торце станции можно видеть перекрёстный съезд и двухпутную соединительную ветвь в депо ТЧ-1 Автово и ТЧ-2 Дачное. Поздно вечером здесь иногда можно видеть всякие забавные зверюшки, вроде вот этого мотовоза на шасси грузовика ЗИЛ-130. Сипло взревел бензиновым двигателем, оставил после себя облачко сизого дыма и исчез в тоннеле.

А какие тут ребята волшебные светильники!!!

Вообще, станция поражает фантастической глубиной проработки каждой детали.

До последнего плафона.

До последней маленькой вентиляционной решёточки.

Красота лестниц тоже невероятная. Больше нигде в Петербурге таких нет.

В вестибюле по кругу центрального купола идёт надпись "Cлава в веках доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой". Изначально там была надпись "Великому Сталину слава". Но, в принципе, достойная замена. Не стыдно.

Редкий случай, когда наземный вестибюль ничем не уступает подземному залу станции.

Снаружи здание станции выглядит скромно, но весьма уважительно. В первоначальном замысле это должен был быть такой храм, посвящённый защитникам Отечества.

Вернёмся под землю. Во время капитального ремонта станции было очень интересно смотреть, как и что делают с каждым её элементом.

Пройдёмся ещё по холлу билетных касс.

Спустимся по ступенькам в зал.

Красиво здесь.

Ещё пара деталей.

До ремонта весны 2011 года Автово также была одной из "кафельных" станций - с отделкой путевых стен белым кафелем. Но в 2011 году облицовка путевых стен была сменена на благородный мрамор. Также после ремонта освещение станции сменили с белого на желтое. А потом - обратно. Поэтому у нас тут три разных цвета всё время.

От станции Автово к станции Кировский Завод идут тоннели диаметром не 5,5 метра, как другие тоннели первой очереди, а 6 метров, как в Москве. "Уменьшение диаметра позволяло экономить на отделке до 1500побед тонн чугуна на 1 километр пути".

На станцию метро Автово завязан большой поток наземного пассажирского транспорта. Помимо городских автобусов, троллейбусов и трамваев (в отдалении), здесь ходит множество маршруток в юго-западные пригороды Петербурга, особенно в Петергоф и Ломоносов.

Также совсем рядом расположена широко известная в узких кругах грузовая железнодорожная станция Автово, но это уже отдельная история ;)

Будете в Петербурге - обязательно посетите это место. Топ-5. Не пожалеете :)