Технологический Институт-2
- Этот объект в Сети: Wiki, Wikimapia, карта Yandex
- Открыта: 29 апреля 1961 года
- Проектное название: Технологический институт
- Народные названия: Техноложка
- Тип станции: пилонная
- Вход на станцию: вестибюль встроен в здание Управления Петербургского метрополитена
Станция "Технологический институт-2", также называемая "2й зал станции Технологический институт", была открыта сильно позже 1го зала - вместе с линией 2я Синяя линия.
Второй зал, в отличие от первого, оформлен строго функционально. В те времена действовала вредительская программа Хрущёва о тотальной экономии и отсутствии украшательных излишеств. По этой же причине второй зал драматически меньше первого, а боковые платформы на нём вообще разной длины - платформа 2я Синяя линия короче платформы 1я Красная линия на целых 40 метров. Экономика должна быть экономной (с).
Это первая станция метро Ленинграда, которую я запомнил, будучи ещё совсем мелким шкедом.
Тема оформления станции - успехи науки и техники СССР. На мраморных пилонах станции размещён перечень достижений Советского Союза в период с 1920 по 1979 год.
- 1920 год: Принят Ленинский план электрификации всей страны.
- 1922 год: Положено начало широкой радиофикации нашей страны.
- 1934 год: Советские ученые первыми создали теорию цепной реакции.
- 1937 год: Первая советская дрейфующая станция в Арктике.
- 1938 год: Освоение Великого Северного морского пути.
- 1953 год: В СССР создана быстродействующая электронно-счётная машина.
- 1954 год: Дала ток первая в мире атомная электростанция.
- 1955 год: В СССР созданы реактивные пассажирские самолёты.
- 1962 год: Начато массовое производство нового мощного трактора "Кировец" К-700.
- 1957 год: В СССР запущен первый в мире искусственный спутник Земли.
- 1958 год: Построен первый советский завод-автомат.
- 1958 год: В СССР вступил в строй крупнейший в мире синхрофазотрон.
- 1959 год: Советская космическая ракета достигла поверхности Луны.
- 1959 год: Построен первый в мире атомный ледокол "Ленин".
- 1960 год: Изобретение и начало технического освоения оптических квантовых генераторов (лазеров).
- 1959 год: Советская ракета сфотографировала невидимую сторону Луны.
- 1960 год: В СССР созданы первые судна на подводных крыльях.
- 1960 год: В СССР впервые в мире получены искусственные алмазы.
- 1970 год: Впервые в истории советская автоматическая станция доставила лунный грунт на Землю.
- 1961 год: 12 апреля впервые в мире советский космонавт Ю. А. Гагарин совершил космический полёт.
- 1965 год: Открыт Западно-сибирский нефтегазоносный район и начато его освоение.
- 1970 год: Впервые в истории на Луну доставлен советский самоходный аппарат "Луноход-1".
- 1965 год: Космонавт А. А. Леонов впервые в истории совершил выход в открытый космос.
- 1969 год: В СССР создан и освоен первый в мире комплекс непрерывной разливки стали.
- 1971 год: Запущена первая советская долговременная орбитальная научная станция "Салют".
- 1974 год: Начато строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
- 1970 год: Советскими учёными впервые составлен атлас Антарктики.
- 1971 год: Советский автоматический аппарат совершил мягкую посадку на планету Марс.
- 1973 год: Создан первый ядерный реактор-размножитель на быстрых нейтронах.
- 1976 год: Вступила в строй первая очередь Ленинградской атомной электростанции.
- 1977 год: Советский атомный ледокол «Арктика» впервые в истории мореплавания достиг Северного полюса.
- 1979 год: Создан широкофюзеляжный пассажирский самолёт Ил-86.
В настоящее время путевые стены отделаны белым мрамором с полосой чёрного отделочного камня снизу и серого гранита поверху. Но я ещё прекрасно помню времена оригинальной кафельной отделки. На этой линии была целая вереница "кафельных" станций. Замена кафеля на мрамор последовательно производилась в 2011-2012 годах.
К слову, на фото слева вверху виден вход в межплатформенный переход. Это уникальная фишка именно этой станции.
Обе станции "Технологический институт" вместе представляют собой первый в СССР кросс-платформенный узел и вообще первую в Ленинграде пересадочную станцию. Одна из двух станций отправляет поезда на юг, вторая - на север, и для пересадки достаточно просто пересечь платформу. Но т.к. эта станция имеет короткий центральный зал, для пересадки с одного поезда на другой также предназначены два отделанных оригинальным кафелем служебных перехода. Такие переходы есть на многих станциях, но для пассажиров они доступны только здесь.
Входы в эти коридоры достаточно неприметные, но все постоянные пассажиры заранее знают, в какой двери какого вагона занять позицию низкого старта, чтобы нырнуть в них сразу как двери поезда откроются.
Сами коридоры очень узкие, поэтому когда в час пик два поезда прибывают одновременно с двух сторон и два бурлящих потока людей бросаются навстречу друг другу, находиться в них несколько некомфортно.
Соответственно, на этой станции в каждую из сторон один из поездов прибывает в традиционном положении, открывая левые двери по ходу поезда, а второй прибывает в "неправильном" положении и открывает правые двери по ходу поезда. Вот здесь, например, поезд проходит станцию транзитом по 1я Красная линия в "неправильную" сторону. С этой станции поезда идут только на север.
Интересно, что в какой-то момент времени по всему метро Петербурга лютой чумой прокатилось использование для освещения едко-жёлтых натриевых ламп. Уж не знаю, какой болезнью головного мозга в руководстве метрополитена это было вызвано, но и эта станция в какой-то момент времени не избежала едкой желтизны. К счастью, длилась она очень недолго.
Изначально станция не имела собственного выхода на поверхность. Наклонный ход сюда был открыт лишь 18 июля 1980 года. При этом был удлинён центральный зал станции и появилось несколько новых пилонов, заполненных новыми на тот момент достижениями СССР.
Интересно, что это единственное место в Петербурге, где эскалаторы двух разных станций выведены в общий вестибюль. Три эскалатора расположены в северном торце станции, гермодверь - типа "гильотина".
Раньше на месте выхода была декоративная стенка с надписью "Теперь все чудеса техники все завоевания культуры станут общенародным достоянием и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия. В.И.Ленин". Теперь эту надпись можно видеть на станции Академическая.
Одновременно с переделкой станции была изменена схема освещения станции - светильники в боковых залах стали закарнизными. В 2007 году была проведена замена полов в боковых залах.
В противоположном от эскалаторов торце центрального зала находится Техноложка, переход между станциями. Интересно, что в силу особенностей конфигурации метро поток пассажиров в этом переходе направлен практически в одну сторону.
Про переход можно почитать отдельно по ссылке выше, но здесь добавим, что если подняться по ступенькам перехода и глянуть назад в станционный зал, можно увидеть конструкцию закарнизного освещения.
Далее переход заворачивает направо и проходит над платформой 1я Красная линия. По верхней кромке путевой стены, как обычно, идет радиоантенна.
Ещё из интересных особенностей станции:
- станция "Технологический институт-2" никогда не была конечной на 1я Красная линия, но была конечной на 2я Синяя линия с 1961 до 1963 годы.
- в 1976 году здесь была смонтирована первая телевизионная установка для обзора эскалаторов и средних залов обеих платформ.
В сравнении со станциями первой очереди 1я Красная линия, конечно, выглядит бенденько. Такие были времена.