Технологический Институт-2

  • Эта станция в Сети: Wikipedia, Wikimapia
  • Открыта: 29 апреля 1961 года
  • Глубина: 60 (по другим данным - 40) метров
  • Проектное название: Технологический институт
  • Народные названия: Техноложка
  • Тип станции: пилонная
  • Вход на станцию: вестибюль встроен в здание Управления Петербургского метрополитена
  • Траффик: порядка 906 тыс человек в месяц

Станция "Технологический институт-2", также называемая "2й зал станции Технологический институт", была открыта сильно позже 1го зала - вместе с линией 2я Синяя линия.

Второй зал, в отличие от первого, оформлен строго функционально. В те времена действовала вредительская программа Хрущёва о тотальной экономии и отсутствии украшательных излишеств. По этой же причине второй зал драматически меньше первого, а боковые платформы на нём вообще разной длины - платформа 2я Синяя линия короче платформы 1я Красная линия на целых 40 метров. Экономика должна быть экономной (с).

Это первая станция метро Ленинграда, которую я запомнил, будучи ещё совсем мелким шкедом.

Тема оформления станции - успехи науки и техники СССР. На мраморных пилонах станции размещён перечень достижений Советского Союза в период с 1920 по 1979 год.

  • 1920 год: Принят Ленинский план электрификации всей страны.
  • 1922 год: Положено начало широкой радиофикации нашей страны.
  • 1934 год: Советские ученые первыми создали теорию цепной реакции.
  • 1937 год: Первая советская дрейфующая станция в Арктике.
  • 1938 год: Освоение Великого Северного морского пути.
  • 1953 год: В СССР создана быстродействующая электронно-счётная машина.
  • 1954 год: Дала ток первая в мире атомная электростанция.
  • 1955 год: В СССР созданы реактивные пассажирские самолёты.
  • 1962 год: Начато массовое производство нового мощного трактора "Кировец" К-700.
  • 1957 год: В СССР запущен первый в мире искусственный спутник Земли.
  • 1958 год: Построен первый советский завод-автомат.
  • 1958 год: В СССР вступил в строй крупнейший в мире синхрофазотрон.
  • 1959 год: Советская космическая ракета достигла поверхности Луны.
  • 1959 год: Построен первый в мире атомный ледокол "Ленин".
  • 1960 год: Изобретение и начало технического освоения оптических квантовых генераторов (лазеров).
  • 1959 год: Советская ракета сфотографировала невидимую сторону Луны.
  • 1960 год: В СССР созданы первые судна на подводных крыльях.
  • 1960 год: В СССР впервые в мире получены искусственные алмазы.
  • 1970 год: Впервые в истории советская автоматическая станция доставила лунный грунт на Землю.
  • 1961 год: 12 апреля впервые в мире советский космонавт Ю. А. Гагарин совершил космический полёт.
  • 1965 год: Открыт Западно-сибирский нефтегазоносный район и начато его освоение.
  • 1970 год: Впервые в истории на Луну доставлен советский самоходный аппарат "Луноход-1".
  • 1965 год: Космонавт А. А. Леонов впервые в истории совершил выход в открытый космос.
  • 1969 год: В СССР создан и освоен первый в мире комплекс непрерывной разливки стали.
  • 1971 год: Запущена первая советская долговременная орбитальная научная станция "Салют".
  • 1974 год: Начато строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
  • 1970 год: Советскими учёными впервые составлен атлас Антарктики.
  • 1971 год: Советский автоматический аппарат совершил мягкую посадку на планету Марс.
  • 1973 год: Создан первый ядерный реактор-размножитель на быстрых нейтронах.
  • 1976 год: Вступила в строй первая очередь Ленинградской атомной электростанции.
  • 1977 год: Советский атомный ледокол «Арктика» впервые в истории мореплавания достиг Северного полюса.
  • 1979 год: Создан широкофюзеляжный пассажирский самолёт Ил-86.

В настоящее время путевые стены отделаны белым мрамором с полосой чёрного отделочного камня снизу и серого гранита поверху. Но я ещё прекрасно помню времена оригинальной кафельной отделки. На этой линии была целая вереница "кафельных" станций. Замена кафеля на мрамор последовательно производилась в 2011-2012 годах.

К слову, на фото слева вверху виден вход в межплатформенный переход. Это уникальная фишка именно этой станции.

Обе станции "Технологический институт" вместе представляют собой первый в СССР кросс-платформенный узел и вообще первую в Ленинграде пересадочную станцию. Одна из двух станций отправляет поезда на юг, вторая - на север, и для пересадки достаточно просто пересечь платформу. Но т.к. эта станция имеет короткий центральный зал, для пересадки с одного поезда на другой также предназначены два отделанных оригинальным кафелем служебных перехода. Такие переходы есть на многих станциях, но для пассажиров они доступны только здесь.

Входы в эти коридоры достаточно неприметные, но все постоянные пассажиры заранее знают, в какой двери какого вагона занять позицию низкого старта, чтобы нырнуть в них сразу как двери поезда откроются.

Сами коридоры очень узкие, поэтому когда в час пик два поезда прибывают одновременно с двух сторон и два бурлящих потока людей бросаются навстречу друг другу, находиться в них несколько некомфортно.

Соответственно, на этой станции в каждую из сторон один из поездов прибывает в традиционном положении, открывая левые двери по ходу поезда, а второй прибывает в "неправильном" положении и открывает правые двери по ходу поезда. Вот здесь, например, поезд проходит станцию транзитом по 1я Красная линия в "неправильную" сторону. С этой станции поезда идут только на север.

Интересно, что в какой-то момент времени по всему метро Петербурга лютой чумой прокатилось использование для освещения едко-жёлтых натриевых ламп. Уж не знаю, какой болезнью головного мозга в руководстве метрополитена это было вызвано, но и эта станция в какой-то момент времени не избежала едкой желтизны. К счастью, длилась она очень недолго.

Изначально станция не имела собственного выхода на поверхность. Наклонный ход сюда был открыт лишь 18 июля 1980 года. При этом был удлинён центральный зал станции и появилось несколько новых пилонов, заполненных новыми на тот момент достижениями СССР.

Интересно, что это единственное место в Петербурге, где эскалаторы двух разных станций выведены в общий вестибюль. Три эскалатора расположены в северном торце станции, гермодверь - типа "гильотина".

Раньше на месте выхода была декоративная стенка с надписью "Теперь все чудеса техники все завоевания культуры станут общенародным достоянием и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия. В.И.Ленин". Теперь эту надпись можно видеть на станции Академическая.

Одновременно с переделкой станции была изменена схема освещения станции - светильники в боковых залах стали закарнизными. В 2007 году была проведена замена полов в боковых залах.

В противоположном от эскалаторов торце центрального зала находится Переход между Техноложками. Интересно, что в силу особенностей конфигурации метро поток пассажиров в этом переходе направлен практически в одну сторону.

Про переход можно почитать отдельно по ссылке выше, но здесь добавим, что если подняться по ступенькам перехода и глянуть назад в станционный зал, можно увидеть конструкцию закарнизного освещения.

Далее переход заворачивает направо и проходит над платформой 1я Красная линия. По верхней кромке путевой стены, как обычно, идет радиоантенна.

Ещё из интересных особенностей станции:

  • станция "Технологический институт-2" никогда не была конечной на 1я Красная линия, но была конечной на 2я Синяя линия с 1961 до 1963 годы.
  • в 1976 году здесь была смонтирована первая телевизионная установка для обзора эскалаторов и средних залов обеих платформ.

В сравнении со станциями первой очереди 1я Красная линия, конечно, выглядит бенденько. Такие были времена.