Академическая

  • Этот объект в Сети: Wiki, Wikimapia, карта Yandex
  • Открыта: 31 декабря 1975 года
  • Глубина: 65m
  • Народные названия: Академка
  • Тип станции: колонная трёхсводчатая
  • Вход на станцию: из наземного павильона
  • Трафик: всего порядка 1290 тыс человек в месяц

Станция названа в честь науки, т.к. вокруг неё имеется ряд научно-исследовательских учреждений и улиц с именами научных деятелей. Есть и академики.

Каждая станция метро имеет свою доминанту. Цветовую гамму, характерную черту оформления, особенный лязг стрелок в тоннеле или припадочное дергание вагона именно здесь и сейчас. Что-то, что позволяет мгновенно узнать, на какой станции ты находишься, просто приоткрыв на мгновение глаза, стиснутый ароматными и агрессивными людьми-пингвинами. Так и станция Академическая - 100% узнавание.

На станции Академическая доминантой являются полукруглые металлические арки станционных пилонов.

Хотя и без торца с классиками дело не обошлось. На торцевой стене центрального зала станции можно видеть изречение Ленина:

Теперь все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия.

До 1980 года это изречение располагалось на станции Технологический Институт-2.

В целом именно благодаря блестящим дугам станция смотрится очень мило и неагрессивно, в отличие от большинства совковых станций хрущевских и брежневских времен.

Здесь тоже живут люди-пингвины. Но в существенно меньшем количестве. Так что можно улучить минутку и подняться наверх.

В торце станции можно видеть гермодверь вертикального типа - "гильотина" - и четыре эскалатора. По бокам от гермодвери - скамейки, получается, они на самом потоке толпы стоят.

Вид с эскалатора обращён на мрачную решётку потолка.

Хотя сразу за турникетами она перестаёт быть мрачной.

Вестибюль, в полном соответствии своей эпохе, квадратно-гнездовой. Здесь дух СССР, здесь поздним СССР пахнет ;)

В общем, нечего тут делать. Ни украшений, ни зрелищ. Поехали обратно вниз.

Вот с такого ракурса хорошо видно и гермодверь, и скамейки по бокам прохода.

Со светом на этой станции тоже всё непросто.

С момента постройки и до 2004 года на станции были совершенно уникальные U-образные люминесцентные светильники без абажуров. Их можно видеть, например, на исторических фото.

C 2004 по 2018 год на станции использовались обычные офисные люминесцентные светильники, и с ними станция была ну очень тёмной. Света конкретно не хватало.

Мрачно было.

Но с 30 июля 2018 года по 1 июля 2019 года на станции был проведен капитальный ремонт всего, в ходе которого освещение было заменено на современное светодиодное закарнизное. Станция определённо стала лучше освещена, да и просто стала лучше.

Говорят, что в околоствольных подходных выработках станции есть опытная камера, возведенная по технологии набрызга бетона. Небольшая горная выработка была опытно-экспериментальной работой, на которой отрабатывалась технология инновационного для СССР метода крепления. Стены и свод камеры были покрыты слоем цементной смеси, наносимой под высоким давлением с отдельным подводом воды непосредственно у сопла наносящего устройства (так называемый "сухой способ"). Широкое распространения в метростроении в условиях Ленинграда данный метод так и не получил.

Немного деталей. Навигация чудовищна.

После сдачи в эксплуатацию в 1975 году станция 3 года была конечной на линии - до запуска оставшейся части линии к станции Девяткино в 1978 году.

Для оборота поездов за станцией есть оборотный тупик и два съезда в него с главных путей. Ранее здесь был полноценный перекрёстный съезд, но при продлении линии его заменилии противошёрстным для исключения столкновения поездов.

И вот теперь - минутка цитирования. По материалам сайта seenandheard.narod.ru (и не только), здесь кроме обходного тоннеля (обходит станцию сбоку), со стороны станции Гражданский проспект расположен оборотный тупик. Обращаю внимание, что путевая схема на этих рисунках неверная, что будет ясно из дальнейших фотографий!

Кроме простых туннелей в метро, как и на других наземных железных дорогах, есть стрелки и тупики. На станции "Академическая" есть целых две стрелки, их можно увидеть проезжая на поезде.

Кроме того, довольно часто поезда следуют только до этой станции. Куда они деваются дальше? ... В первую очередь мы увидели вышеупомянутую стрелку, которая хорошо освещена, её так же можно увидеть и со станции:

Туннель в этом месте расширяется и напоминает что-то вроде огромной воронки. Один из путей отходит в сторону от рабочего туннеля...

...и по освещенному "мини-туннельчику" попадает в довольно просторное помещение, по размеру напоминающий маленький спортивный зал.

В этом помещении есть еще одна стрелка, которая отходит от второго рабочего туннеля. Со станции этой стрелки не видно, а вот станция отсюда видна прекрасно. Пройдя дальше, снова оказываемся на развилке.

Слева - рабочий туннель, по нему приходит поезд со станции Гражданский проспект, поэтому для нашего дальнейшего путешествия мы выбрали правый. Отсюда открывается довольно неплохой вид, и можно увидеть поезд.

Начало туннеля хорошо освещено. Над головой можно заметить устройство контроля проникновения в туннель. Дальше идет туннель, который отличается от обычного чуть большими размерами...

...и наличием маленькой служебной платформы для машинистов.

Между рельсами можно увидеть дренажную водоотливную канавку, такая канавка есть во всех туннелях и служебных помещениях.

Через сто метров туннель поворачивает, а еще через двести - заканчивается освещение и платформа машинистов, там висит знак тупика. Чуть дальше кончаются пути. Света там нет, но мы вкрутили лампочку, поэтому окончание туннеля видно хорошо.

В тупике имеются три сбойки: первая из них находится примерно в середине тупика, из неё виден поезд. А другие две в конце тупика, за несколько метров до окончания путей. Одна из них такая же, как и первая, только ведет в другой туннель, из неё тоже виден поезд, а другая является вентиляционной, но в данном случае не действует. Сбойка с обоих сторон закрыта решетками, внутри можно увидеть вентилятор.

Во всех помещениях метрополитена, в том числе и в туннелях, имеются стенды пожарной безопасности. Здесь есть пожарные рукава и огнетушители. В тупике их даже два.

Что сказать. Интересная станция со своей уникальной историей.

Но специально ехать сюда стоит разве что за фотосессией среди блестящих металлических дуг.