Выборгская
- Этот объект в Сети: Wiki, Wikimapia, карта Yandex
- Открыта: 22 апреля 1975 года
- Глубина: 69m
- Проектное название: Бабурин переулок
- Народные названия: Выборг
- Тип станции: колонная трёхсводчатая
- Вход на станцию: из наземного павильона
- Трафик: всего порядка 929 тыс человек в месяц
Станция названа по расположению в Выборгском районе и на Выборгской стороне (историческое название района).
В отделке колонн и путевых стен использован травертин — мягкий известняк серовато-коричневатого цвета. Пол выложен серым гранитом.
Торцевая стена центрального зала пустая, без украшений.
Ранее все три зала станции были одинаковой длины, и центральный торец украшала надпись "Выборгская", подобная таким же надписям на путевых стенах.
В постсоветский период часть центрального зала станции отдали под линейный пункт машинистов 1я Красная линия, закрыв три крайних пролёта среднего зала.
Надо сказать, что после капитального ремонта в 2015 году станция стала гораздо светлее. Вот так она выглядела до ремонта в вечернем освещении:
А теперь - вот так:
Подземный зал станции и эскалаторный марш соединены между собой длинным переходом в виде буквы "S", аналогично станциям Приморская и Лиговский проспект.
Здесь в торце перехода можно видеть барельеф, изображающий восставших рабочих Выборгской стороны. Во время революционных событий 1917 года здесь был суровый рабочий район, настоящий рассадник революции. Сюда в то время практически не могла соваться полиция.
Но самое интересное на этой станции расположено наверху. Поднимемся.
Гермодверь перед эскалатором, судя по всему, вертикальная - типа "гильотина".
До капитального ремонта эскалаторы освещались "световыми столбиками" на балюстраде. Во время ремонта их заменили на световые ленты на своде.
Вестибюль станции - один из немногих в Петербурге "стеклянных" вестибюлей, сохранивших свой первоначальный облик.
Изначально наземный вестибюль станции был построен с панорамным остеклением от пола до потолка, но в начале 21 века нижний ряд окон был заложен кирпичом и облицован камнем.
Так вот, первая из двух главных "фишек" станции. Это одна из двух станций метро Петербурга, прямо из наземного вестибюля которых начинается подземный пешеходный переход. Вторая - Петроградская. Но не просто переход, а самый длинный в городе подземный переход со своей собственной историей.
Вход этот переход с улицы хорошо виден в фильме "Прорыв", когда "Волга" с начальством Ленинградского метро продирается через бегущую из метро толпу.
Ещё при открытии станции в 1975 году в ее наземном вестибюле оставили нишу под спуск в переход. Проходка перехода началась в августе 1981 года. При строительстве использовался метод продавливания, и закрывать движение по проспекту и железной дороге не пришлось.
Щит шел от дальнего конца к метро. Под 16 путями проложили два 159-метровых тоннеля шириной и высотой по 3 метра. При этом непонятно, почему нельзя было протянуть переход ещё на 12 метров и перейти узкую улицу за переходом тоже под землёй.
Про этот переход существует множество городских легенд, но по сути это простой подземный переход для перемещения рабочих между метро и промышленными предприятиями района. Единственной особенностью является служебный вход из перехода в моторвагонное депо железной дороги ТЧ-15 Санкт-Петербург-Балтийский (финляндская площадка), ранее - ТЧ-20.
Ранее севернее, напротив дома №32 по Лесному проспекту, был деревянный надземный пешеходный переход над железнодорожными путями. Он был построен после войны, к моменту открытия станции метро пришел в негодность и был разобран сразу после открытия подземного перехода.
Пешеходные тоннели были открыты 4 ноября 1983 года и сразу же стали исключительно атмосферным местечком. Особенно с учётом того, что это суровый рабочий район, а поток пассажиров в переходе крайне небольшой.
Интересно, что до февраля 2011 года из выхода со станции сразу в переход попасть было нельзя. Теперь - можно.
Пойдём обратно под землю, и по пути увидим вторую уникальную "фишку" этой станции. По нетипичной традиции с самого момента открытия этой станции на площадке за эскалатором растут живые цветы.
Поехали под землю. Световые линии на своде эскалатора отлично видны.
Переход за гермодверью к станционному залу также оформлен аутентичными светильниками.
Что ещё? Двери в путевых стенах.
Такая вот станция. Все самое интересное - снаружи.