Выборгская

  • Этот объект в Сети: Wiki, Wikimapia, карта Yandex
  • Открыта: 22 апреля 1975 года
  • Глубина: 69m
  • Проектное название: Бабурин переулок
  • Народные названия: Выборг
  • Тип станции: колонная трёхсводчатая
  • Вход на станцию: из наземного павильона
  • Трафик: всего порядка 929 тыс человек в месяц

Станция названа по расположению в Выборгском районе и на Выборгской стороне (историческое название района).

В отделке колонн и путевых стен использован травертин — мягкий известняк серовато-коричневатого цвета. Пол выложен серым гранитом.

Торцевая стена центрального зала пустая, без украшений.

Ранее все три зала станции были одинаковой длины, и центральный торец украшала надпись "Выборгская", подобная таким же надписям на путевых стенах.

В постсоветский период часть центрального зала станции отдали под линейный пункт машинистов 1я Красная линия, закрыв три крайних пролёта среднего зала.

Надо сказать, что после капитального ремонта в 2015 году станция стала гораздо светлее. Вот так она выглядела до ремонта в вечернем освещении:

А теперь - вот так:

Подземный зал станции и эскалаторный марш соединены между собой длинным переходом в виде буквы "S", аналогично станциям Приморская и Лиговский проспект.

Здесь в торце перехода можно видеть барельеф, изображающий восставших рабочих Выборгской стороны. Во время революционных событий 1917 года здесь был суровый рабочий район, настоящий рассадник революции. Сюда в то время практически не могла соваться полиция.

Но самое интересное на этой станции расположено наверху. Поднимемся.

Гермодверь перед эскалатором, судя по всему, вертикальная - типа "гильотина".

До капитального ремонта эскалаторы освещались "световыми столбиками" на балюстраде. Во время ремонта их заменили на световые ленты на своде.

Вестибюль станции - один из немногих в Петербурге "стеклянных" вестибюлей, сохранивших свой первоначальный облик.

Изначально наземный вестибюль станции был построен с панорамным остеклением от пола до потолка, но в начале 21 века нижний ряд окон был заложен кирпичом и облицован камнем.

Так вот, первая из двух главных "фишек" станции. Это одна из двух станций метро Петербурга, прямо из наземного вестибюля которых начинается подземный пешеходный переход. Вторая - Петроградская. Но не просто переход, а самый длинный в городе подземный переход со своей собственной историей.

Вход этот переход с улицы хорошо виден в фильме "Прорыв", когда "Волга" с начальством Ленинградского метро продирается через бегущую из метро толпу.

Ещё при открытии станции в 1975 году в ее наземном вестибюле оставили нишу под спуск в переход. Проходка перехода началась в августе 1981 года. При строительстве использовался метод продавливания, и закрывать движение по проспекту и железной дороге не пришлось.

Щит шел от дальнего конца к метро. Под 16 путями проложили два 159-метровых тоннеля шириной и высотой по 3 метра. При этом непонятно, почему нельзя было протянуть переход ещё на 12 метров и перейти узкую улицу за переходом тоже под землёй.

Про этот переход существует множество городских легенд, но по сути это простой подземный переход для перемещения рабочих между метро и промышленными предприятиями района. Единственной особенностью является служебный вход из перехода в моторвагонное депо железной дороги ТЧ-15 Санкт-Петербург-Балтийский (финляндская площадка), ранее - ТЧ-20.

Ранее севернее, напротив дома №32 по Лесному проспекту, был деревянный надземный пешеходный переход над железнодорожными путями. Он был построен после войны, к моменту открытия станции метро пришел в негодность и был разобран сразу после открытия подземного перехода.

Пешеходные тоннели были открыты 4 ноября 1983 года и сразу же стали исключительно атмосферным местечком. Особенно с учётом того, что это суровый рабочий район, а поток пассажиров в переходе крайне небольшой.

Интересно, что до февраля 2011 года из выхода со станции сразу в переход попасть было нельзя. Теперь - можно.

Пойдём обратно под землю, и по пути увидим вторую уникальную "фишку" этой станции. По нетипичной традиции с самого момента открытия этой станции на площадке за эскалатором растут живые цветы.

Поехали под землю. Световые линии на своде эскалатора отлично видны.

Переход за гермодверью к станционному залу также оформлен аутентичными светильниками.

Что ещё? Двери в путевых стенах.

Такая вот станция. Все самое интересное - снаружи.