Спецобъект

Представим себе, что в ожидании западных боеголовок все гермодвери на станциях закрыты. Внизу, на станциях и в тоннелях, спрятались от ядерной бомбардировки сотни тысяч людей. Все эти люди потребляют для дыхания огромное количество воздуха. И откуда его взять в километрах тоннелей, этот воздух, если гермозатворы закрыты?

Вот для такого случая и был на севером торце Первой очереди метрополитена Ленинграда построен спецобъект дальней вентиляции. Объект серьёзный, безо всякой иронии. Он предназначен для создания избыточного давления и вентиляции метро в случае ядерной или химической атаки, когда будут закрыты гермозатворы, ведущие на поверхность, во избежание попадания опасных веществ в атмосферу метрополитена.

На поверхности можно видеть лишь несколько элементов этого объекта. Здание службы специальных сооружений метрополитена, выхлопная труба дизельной электростанции (рядом со зданием Лесной проспект, 17 корпус 3), вентшахта с лифтом внутри (во дворе здания по адресу Лесной проспект, 25) и ещё кое-чего по мелочи.

Внизу, разумеется - командный пункт воздухозабора, сама дизельная электростанция, несколько гейтов с метрополитеном. Один из них выходит на 3й путь станции Площадь Ленина и обозначен по документам как путь спецназначения. Он перекрыт решётчатыми воротами, светофоры после ворот повёрнуты в обратную сторону.

Также можно обратить внимание, что один из выходов с объекта находится прямо возле железнодорожного депо Финляндского вокзала, а с другого торца объекта в 1978 году была возведена над городом башня спецсвязи - системы подвижной УКВ-радиотелефонной связи "Алтай".

Есть мнение, что какие-то из пешеходных тоннелей объекта выходят на перегон к станции Выборгская. На этом участке есть несколько заброшенных тоннелей, появившихся из-за неоднократного переноса трассы во время строительства. Официально там размещены кладовые.