Площадь Ленина
- Этот объект в Сети: Wiki, Wikimapia, карта Yandex
- Открыта: 1 июня 1958 года
- Глубина: 67m
- Проектное название: Финляндский вокзал
- Народные названия: Финбан
- Тип станции: пилонная
- Вход на станцию: один вход из наземного павильона и один из здания Финляндского вокзала
- Трафик: всего порядка 1965 тыс человек в месяц
Одна из очень немногих в Петербурге не-пересадочных станций с двумя выходами. Название станции связано с расположением первого её выхода - на Финляндский вокзал и к Ленину на броневике.
Во времена СССР полное название станции было - станция "Площадь Ленина" Ленинградского ордена Ленина метрополитена имени Владимира Ильича Ленина.
Соответственно, и в наши дни эта станция является одним из концов знаменитого маршрута "поездка в городе Ленина на метрополитене имени Ленина ордена Ленина от станции Ленинский Проспект до станции Площадь Ленина.
Яркий пример "кафельной станции". Раньше их таких в городе было много, но почти на всех кафель на путевых стенах был в итоге заменён на мрамор. А здесь пока ещё сохраняется в аутентичном состоянии. Хорошо видны отдельные плитки, подклеенные на место при ремонтах.
Двери в путевых стенах - в стилистике Первой очереди метро, несут год постройки станции.
При открытии станции центральный зал освещался люстрами, однако следы их давно утрачены. Ныне центральный зал похож на барабан внутри, пустой и белый. Ощущение усиливается ещё и тем, что диаметр станционных тоннелей здесь на метр больше обычного - 9,5 метра.
Освещение на станции менялось: от оригинального ртутного в 2006 году перешли на ядовитое натриевое. Просто вырви глаз. При этом в проходах между пилонами освещение оставалось белым, что создавало яркую цветовую разножопицу.
В отсутствие люстр всё освещение станции стало полностью закарнизным. Плафоны светильников по стилистике соответствуют Первой очереди метро.
И лишь в конце 2020 года ядовито-жёлтый свет был наконец заменён обратно на светодиодно-белый. Почувствуйте разницу.
Также ранее пол на перронах станции был асфальтовый, с выцветшей линией безопасности и истертой цепочкой плитки, обозначавшей ту же самую линию. Архивные фото:
Станция имеет два выхода и, соответственно, центральный зал с обоих сторон окружён гермодверями. Однако они разного типа. В обоих торцах станции смонтировано по три эскалатора. Это такие же эскалаторы, как и на станции Чернышевская - высота подъёма 65,8 метров, длина наклонной части 131,6 метров, 755 ступеней, каждый поручень — петля длиной 290 метров. На момент установки это были самые длинные эскалаторы в мире.
Начнём со второго выхода. Второй выход со станции, в сквер на Боткинской улице, был открыт 4 августа 1962 года. Ранее на обоих эскалаторах были светильники в оригинальном стиле Первой очереди, но на сегодня эти светильники уцелели только на втором выходе. Гермодверь здесь вертикального типа - "гильотина".
Светильники в старом сталинском стиле радуют глаз.
Вестибюль второго выхода - без украшений, полуовальный в плане, с большими панорамными окнами.
К слову - был запланирован, но не был построен третий выход со станции в подземный переход у Финляндского вокзала. Да.
Пройдём по поверхности над станцией к первому выходу. Он встроен в здание Финляндского вокзала.
Этот вестибюль намного интереснее. Здесь на стенах можно видеть оригинальные красивые светильники.
Но главное - здесь на стене можно видеть громадную мозаику с Лениным. Причём видно её только на входе, т.к. при выходе с эскалатора она оказывается прямо над головой, и чтобы её оттуда увидеть надо сильно задирать голову. Панно посвящено выступлению Ленина перед рабочими и солдатами Петрограда 3 апреля 1917 года.
Пойдём обратно под землю.
На этих эскалаторах, к сожалению, оригинальные светильники уже заменены на типовые бестолковые "факелы".
На этом эскалаторе гермодверь - подъёмная, типа "крышка унитаза".
В целом станция являет собой яркий пример перехода от сталинского престижа к убогой хрущёвской экономии. Контрасты между стилем и минимализмом на каждом шагу.
Перегон к станции Чернышевская стал первым в Ленинграде, пройденным под Невой. Проходка выполнялась щитовым способом, при этом окружающие грунты не были изолированы от тоннеля. Для выдавливания просачивающейся под руслом реки воды проходка велась с применением кессона, создающего избыточное давление в тоннеле на период строительства.
Перегон же к станции Выборгская имеет несколько недостроенных ответвлений, превращённых в кладовые. Официально они появились потому, что трасса перегона изменялась 3 раза прямо во время проходки тоннелей.
Также в этой же стороне расположены оборотные тупики с пунктом технического обслуживания поездов и Спецобъект. К нему от оборотных тупиков станции ведёт отдельный тоннель - путь специального назначения - с решётчатыми воротами. Светофор за воротами смотрит в обратную сторону - к спецобъекту.
Вот поезд как раз идёт в ту сторону.
Семнадцать лет, с 1958 по 1975 годы, станция была конечной.
С постройкой этой станции все вокзалы Ленинграда наконец-то были соединены одной линией метрополитена. Ситуация изменилась только с постройкой Ладожского вокзала уже в 21 веке.
По крайней мере, Ленина и светильники здесь можно посмотреть.