Адмиралтейская

  • Этот объект в Сети: Wiki, Wikimapia, карта Yandex
  • Открыта: 28 декабря 2011 года
  • Глубина: 85m
  • Проектное название: Адмиралтейская-1
  • Тип станции: колонно-стеновая
  • Вход на станцию: вестибюль в здании торгово-развлекательного центра
  • Трафик: всего порядка 992 тыс человек в месяц

Станция названа в честь Адмиралтейства, рядом с которым и расположена. Изначально выход со станции планировался намного ближе к Адмиралтейству, но и так Адмиралтейская — ближайшая станция метро к Дворцовой, Исаакиевской и Сенатской площадям.

Решение о постройке этой станции было принято в конце 1980-х, но строительство подземной части станции началось только в 1991 году, было прервано в 1997 году. По одной версии, из-за нехватки финансирования, по другой - из-за невозможности найти подходящее для выхода здание в плотной старой застройке на поверхности. Стройку возобновили только в 2005 году.

По факту станция была введена в эксплуатацию (открыто движение поездов) 15 сентября 1997 года и строилась вместе с соседними cтанциями Спортивная (верхний зал) и Чкаловская, но без внутренней отделки и платформы. Поезда проезжали станцию без остановки. Вплоть до 2011 года из окна поезда можно было видеть тускло освещенную платформу (сначала - лишь два "балкона" для перехода с одной боковой платформы на другую) и колонны станции. Затем все проёмы между колоннами были закрыты металлическими листами.

Изначально, ещё с 1970х годов станция предполагалась пересадочной, даже упоминалось название "Адмиралтейская-1". Она специально спроектирована и построена вдоль прямого участка тоннеля 3я Зелёная линия - между станциями Гостиный двор и Василеостровская - где должна была находиться "Адмиралтейская-2". Изначально предполагалось, что у обоих пересадочных станций будет общий вход и Y-образный коридор, расходящийся к обоим станциям.

Однако в Петербургском метрострое нет опыта встраивания станций на действующих участках метро без перекрытия движения или хотя бы встраивания камер съездов для подключения временных обходных тоннелей. Поэтому "Адмиралтейская-2" не была построена, и также была убрана из планов строительства метро на ближайшие десятилетия.

Задел под переход на вторую станцию готов, но закрыт, визуально его не обнаружить. Также при строительстве перехода будет перенесено мозаичное панно в торце станции.

В июле 2010 года было заявлено, что "Адмиралтейская" не будет пересадочной станцией. Однако 28 июня 2011 года был принят новый план развития метро, согласно которому "Адмиралтейская" может получить не одну, а целых две пересадки: на станцию "Адмиралтейская-2" планируемой Адмиралтейско-Охтинской линии и на перспективную станцию "Адмиралтейская-3" действующей 3я Зелёная линия.

Важно, что в теории по действующим нормам "Адмиралтейская" не может быть пересадочной станцией, т.к. ввиду конструкции пешеходного коридора между большим и малым наклонными ходами, может иметь лишь один выход в город.

К слову, о выходе. В торце станции располагается малый экскалатор, длиной 15,2 метра.

Гермодвери на этом участке нет. Над входом на малый эскалатор расположен красивый витраж с часами.

Поднимемся наверх. Здесь пролегает 112-метровый переходной коридор сложной формы. Вызвано это как большой глубиной станции, так и неочевидным расположением выхода на поверхности.

Коридор очень интересен сам по себе. Здесь расположена гермодверь вертикального типа ("гильотина"). На одной из сторон конструкции гермозатвора находится панно "Нептун".

Здесь же можно найти множество интересных элементов.

Включая и колоритные навигационные указатели.

И в торце перехода, перед большим эскалатором, можно видеть великолепное панно "Нева".

В центре этого панно торчит прекрасный каменный лев с кольцом в носу. Всё как надо.

Поднимемся по большому эскалатору. Длина 68,7 метра, время подъёма больше 3х минут. Два эскалатора нужны потому, что станция "Адмиралтейская" - самая глубокая в России (86 метров) и третья по глубине в мире. Единственный эскалатор не мог бы работать при такой большой глубине. Аналогичное двух-эскалаторное решение реализовано на станции Пролетарская.

Вестибюль наверху тоже не самый простой.

Потолок вестибюля украшен композицией "Роза ветров" (похожая композиция есть и на полу центрального зала станции).

Над эскалаторами можно видеть мозаичное панно "Адмиралтейство".

Выйдем на улицу и оценим станцию снаружи.

С расположением наземного вестибюля станции "Адмиралтейская" связана отдельная и долгая история.

Центр Петербурга исключительно плотен и сложен с точки зрения застройки, инфраструктурных и инженерный сетей, геологии и прочего. Изначально с 1970х годов для выхода на поверхность станции "Адмиралтейская" предолагалось снести и перестроить заново дом послевоенной постройки по адресу Кирпичный переулок, дом №1/4 (на пересечении с Малой Морской улицей).

Однако после 1991 года в стране наступил волчий капитализм и частная собственность, многие жилые помещения запланированного к перестройке дома были выкуплены жильцами, и расселение дома столкнулось с серьёзными юридическими трудностями и со стороны жильцов, и со стороны городских властей, хотя сам дом исторической ценности не представлял.

В 2005 году начались попытки найти новое место для вестибюля станции. Большая глубина заложения станции предполагала длинные эскалаторные ходы и большой радиус возможного размещения выхода на поверхность относительно самой станции.

Самая интересная локация для возможного выхода со станции "Адмиралтейская" - набережная реки Мойки, дом 61. Как раз там когда-то располагалась усадьба Михайлы Ломоносова. Рассматривалось также строительство в Александровском саду, под перекрестком Гороховой улицы и Адмиралтейского проспекта и в других колоритных местах.

Однако к 2007 году все эти экзотические варианты были отклонены, прежде всего ввиду неудобного расположения транспортных потоков, и было принято политическое решение вернуться к первоначальному варианту и расселить проблемный дом принудительно.

6 сентября 2007 года правительство Санкт-Петербурга приняло постановление об изъятии земельного участка, квартир и помещений в целевом доме с формулировкой "для государственных нужд". Летом 2009 года дом был снесен, но элементы фасада сняли и использовали для отделки нового офисного здания. Проходка эскалаторного тоннеля была завершена к апрелю 2011 года. Торжественное открытие станции "Адмиралтейская" состоялось 28 декабря 2011 года, при этом более года часть здания была ограждена в связи с достройкой торгового комплекса.

Вернёмся обратно под землю.

На старых съёмках хорошо видна конструкция светильников на нижнем выходе с нижнего эскалатора.

Станция очень красивая, хотя на длинных планах тёмные колонны делают её мрачноватой.

В одном торце, как мы уже показали, находятся 4 эскалатора.

В другом торце - ещё одно замечательное панно "Основание Адмиралтейства".

В облике Петра есть что-то общее со знаменитой смальтой Михайлы Ломоносова про Полтавскую баталию.

По простенкам станции расположены шесть барельефов со знаменитыми российскими флотоводцами. Между ними на полу как раз можно наблюдать розу ветров.

Тут и адмиралы Ушаков с Нахимовым.

И Макаров с Апраксиным.

И конечно Беллинсгаузен с Григоровичем.

Двери в путевых стенах тоже колоритные, с якорем. И название станции на путевых стенах сопровождается флюгером Адмиралтейства. Этот кораблик в советское время был неофициальным гербом Ленинграда.

Освещение в центральном зале закарнизное.

А в боковых залах - непосредственное. Интересно, что среди светильников отдельно расположены аварийные лампы (на фото справа). Но всё равно по сравнению с центральным залом по бокам несколько темновато.

Интересно, что Счётная палата Санкт-Петербурга подозревает расхищение при строительстве этой станции свыше 6 миллиардов рублей. Хорошая такая сумма.

Интересен целый выводок телекамер в торце бокового зала (фото слева).

Вечером 31 декабря 2011 года эскалаторы станции остановились на 15 минут и несколько сот пассажиров встретили Новый год в эскалаторном зале "Адмиралтейской".

В период навигации по Неве является одной из двух станций, открытых для проезда пассажиров в ночное время.

На фото разных лет хорошо видно изменение цвета освещения станции в разные годы.

В общем, станция более чем достойна того, чтобы её посетить.