Спортивная (нижний зал)

  • Эта станция в Сети: Wikipedia, Wikimapia
  • Открыта: 15 сентября 1997 года
  • Глубина: 64 метра
  • Проектное название: Тучков мост
  • Народные названия: Спорт, Спортивка
  • Тип станции: двухъярусная односводчатая
  • Вход на станцию: выход в подземные переходы
  • Траффик: около 911 тыс человек в месяц по обоим входам

Нижний зал станции метро "Спортивная" выглядит как обычная колонно-стеновая станция (фото слева). А между тем это уникальная, единственная в мире односводная двухярусная станция метро глубокого заложения (схема справа). Грубо говоря, внутри единственного свода построена настоящая двухэтажная пересадочная железнодорожная станция. При этом западная оконечность станции находится под Малой Невой.

Такая двухэтажная конструкция требует специальных мер амортизации вибраций от поездов. Поэтому это единственная станция метро в Петербурге, где между рельсами нет спасательных лотков для упавших на пути пассажиров. Всё пространство под рельсошпальной решёткой заполнено гравийным балластом. И, как хорошо видно на фото справа, один из путей пока отсутствует. В будущем здесь пройдёт Кольцевая линия метро.

На нижнем ярусе станции "Спортивная", так же, как и на станции Технологический Институт-2, поезда прибывают на "неправильную" сторону. Отсюда поезда идут в центр города и далее на юг.

Каждый ярус станции имеет свой выход. Нижний зал, о котором мы сейчас говорим, имеет выход через траволатор Спортивная (травелатор) на Васильевский остров. Если же подняться по малым эскалаторам в верхний зал, оттуда есть выход в подземный переход на Петроградский остров.

Изначально нижний зал станции не имел своего выхода на поверхность - травелатор построили почти на 18 лет позже. И южная оконечность нижнего зала выглядела вот так.

Соответственно, дальний малый эскалатор в основном стоял в выключенном закрытом состоянии.

Но потом случилось чудо, и под Малой Невой появился травелатор длиной 300 метров ко второму выходу. Про него - отдельная история Спортивная (травелатор) :)

Интересно, что никакой гермодвери при входе с травелатора на станцию нет (фото справа).

Нижний зал разделен на части, пройти между которыми можно только либо через малые эскалаторы через верхний зал, либо обойдя по боковым платформам. Поэтому многие, спустившись из верхнего зала по первому малому эскалатору, не могут найти травелатор, а видят перед собой лишь вот такую спортивную мозаику.

Чтобы пройти отсюда к травелатору, надо обогнуть эту мозаику по любой из боковых платформ.

Здесь тоже хорошо виден задел под будущую кольцевую линию.

В потолке нижнего зала есть сквозные окна на верхний уровень, и через эти окна проходят насквозь в верхний зал высокие светильники.

В той части, где сквозных отверстий в потолке нет, сделаны закрытые фальш-круги.

Подножия светильников окружены симпатичными круглыми скамейками.

Весь нижний зал станции, получается, сегментирован на три части центральными строениями, обойти которые можно только по боковым платформам. В двух из них находятся эскалаторы, ещё в одной видимо служебные помещения.

И если в верхнем зале станции двери в путевых стенах четко выделены, то на нижнем уровне сделаны в том же цвете, что и остальная стена. За этими дверями, напомню, располагается кабельное хозяйство.

В нескольких местах эти мрачные путевые стены тоже украшены мозаиками.

Прямо возле входа на станцию с травелатора располагается огороженная лестиница на нижний служебный ярус станции.

По сравнению с воздушным и просторным верхним залом нижний зал, конечно, ощущается намного более тесным, но и более интересным.

Посмортим теперь верхний зал?