Нарвская
- Этот объект в Сети: Wiki, Wikimapia, карта Yandex
- Открыта: 15 ноября 1955 года
- Глубина: 41m
- Проектное название: Площадь Стачек
- Тип станции: пилонная
- Вход на станцию: из наземного павильона
- Трафик: всего порядка 1220 тыс человек в месяц
Станция метро "Нарвская" - первая и единственная в Ленинграде, у которой есть путевое развитие (оборотный тупик), но которая не является конечной и не имеет пересадки на другую линию. В наши дни этот оборотный тупик в южной горловине станции стал стартовой точкой соединительной ветви на станцию Путиловская (строится) 6я Коричневая линия. Также предполагается, что в будушем станция "Нарвская" станет пересадочной на 7ю Кольцевую линию (проектируется).
В начальный период развития метро Ленинграда предполагалось часть поездов из центра направлять только до Нарвской, т.к. на окраинах ещё не было таких густонаселённых жилых районов. На ряде станций над платформами висели световые табло с надписью "Поезд следует до станции", где среди возможных конечных станций перечислялась и станция "Нарвская". Сейчас оборотный тупик "Нарвской" используется очень редко, поезда в него заходят только на ночной отстой.
Станция названа по расположению - вблизи бывшей Нарвской заставы, прямо возле Нарвских триумфальных ворот. Она безусловно входит в топ-10 самых красивых станций Петербурга и по совместительству является самой "Сталинской" из всех, что даже породило легенду о её якобы проектном названии - "Сталинская". Документы эту легенду прочно опровергают, такая версия даже не рассматривалась, но народ так любит рассказывать друг другу небылицы :)
Тема оформления станции — трудовая доблесть советского народа. Боковые стены пилонов центрального подземного зала украшают горельефы, изображающие людей разных профессий. Всего там 48 панно с 12 повторяющимися сюжетами, среди которых затесались даже сами архитекторы, строившие эту станцию ;)
Давайте перечислим.
Первый справа от входа на станцию горельеф изображает строителей - двое мужчин и женщина, причем мужчина держит в руках макет вестибюля станции "Нарвская". Это - архитекторы Гольдгор, Сперанский (с макетом в руках) и инженер Иванова (фото слева). Но не менее круто выглядят и литейщики (фото справа).
Не забыты и кораблестроители (слева) с врачами (справа).
И моряков с солдатами не забыли. Моряки на фото слева, советские воины, защитники Отечества на фото справа.
Есть даже селекционеры (на фото слева) и деятели искусств (справа).
Школьники (школьницы) на фото слева, текстильщицы на фото справа.
Ну и остались колхозники слева, да метростроевцы справа.
Путевые стены и пилоны облицованы белым мрамором. Пол центрального зала выложен красным гранитом и обрамлён черно-белым орнаментом. Пол на боковых платформах тоже когда-то был асфальтовым, но заменён на серый гранит. Здесь очень красивые люстры и двери в путевой стене.
На этой станции тоже великое множество мелких деталей с очень большим вниманием к мелочам. Взять хотя бы металлические цветы в торцах скамеек. Не экономили при Сталине на эстетике.
На станции очень красивое освещение, под каким углом ни смотри.
Наклонный ход с тремя эскалаторами расположен с северного торца станции. Гермодверь - типа "гильотина". В конце нулевых годов была попытка заменить эскалаторы на новые, другой конструкции, с установкой четырёх эскалаторов вместо нынешних трёх, но надежную конструкцию современные инженеры создать не в состоянии, экспертиза утеряна. Так и осталось эскалаторов только три.
К слову об эскалаторе. Если подняться наверх, то можно увидеть очень интересный павильон станции и тоже с кучей мелких интересных деталей.
Днем павильон станции немного теряется на фоне окружающих зданий и особенно самих Нарвских ворот, зато ночью с подсветкой ярко выделяется.
В отличие от многих других станций метро, история сохранила для нас фотографии этого места в разные периоды времени. Не отвлекаясь на сами Нарвские ворота, а это прям отдельная история границы Петербурга в 1814 году, просто посмотрим на место будущей станции метро.
Вот снимки начала 1920х и 1931 года соответственно. Хорошо видно, что на месте будущей станции метро красуется сначала непонятная маленькая избушка, а позже - большой красивый сквер. На среднем и правом фото это сквер в левой части кадра, слева от Нарвских ворот.
Затем, на уже послевоенных снимках, на месте сквера появляется и начинает расти станционный вестибюль.
Очень здорово, что можно глазами наших предков иначе взглянуть на то, что знакомо нам с рождения и чего мы часто вообще не замечаем.
Но вернемся в вестибюль. Стену кассового зала должна была украшать цитата Сталина, невероятно актуальная и сегодня:
Не исключена возможность, что именно Россия явится страной, пролагающей путь к социализму… Надо откинуть отжившее представление о том, что только Европа может указывать нам путь.
Но, увы, мракобесие Хрущёва лишило нас этой цитаты. Глядишь, и бандеровской Украины не случилось бы. Грустная шутка.
Как уже было показано на фотографиях выше, в вестибюле много красивых деталей. Но центральное место занимает панно "Слава труду!" над эскалатором.
По первоначальному замыслу, в центре композиции должен был быть сам Сталин (фото слева). Но поскольку от Сталина надо было срочно избавляться в угоду новой конъюнктуре, в центр композиции вместо Сталина воткнули рабочего с флагом (фото справа). А дабы не слишком обижать Великого Кормчего, рабочего сдвинули на одну ступеньку назад. Поэтому в центре панно возникла физически ощущаемая пустота.
Как и на всех станциях первой очереди метро Ленинграда, при выходе эскалатора на поверхность поручни эскалатора здесь движутся не по гладкой кривой, а по двух-ступенчатой ломаной.
Однако вернёмся вниз. Там, в главном зале, про Сталина тоже не забыли.
Видите суслика? А он есть! (с)
В торце главного зала изначально располагалось панно "Сталин на трибуне", сделанное на основе одноимённой картины. Причём, что интересно, на панно Сталин с книгой (фото слева), а на оригинальной картине со стаканом (справа). Очевидно, с уходом Великого Кормчего проблема алкоголизма стала быстро прогрессировать и вызывать соответствующие девиации восприятия.
Но в 1961 году, после XXII съезда КПСС панно было отгорожено от центрального зала гладкой мраморной стеной. За этой стеной разместили зал заседаний, а потом линейный пункт для инструктажа и отдыха машинистов метродепо "Автово".
Само же панно было разрушено отбойными молотками и попросту выброшено. Несколько его фрагментов можно видеть сегодня в интерактивном центре истории метрополитена на станции метро Приморская.
В общем и целом - очень красивая, достойная и заслуженная станция.