Комендантский проспект

  • Эта станция в Сети: Wikipedia, Wikimapia
  • Открыта: 2 апреля 2005 года
  • Глубина: 78 метров (головка рельса)
  • Проектное название: Богатырская, Богатырский проспект, Комендантская площадь, Комендантский аэродром и Проспект Испытателей
  • Народные названия: КомЕнда, Комендант, Комендан, Комендань, Комендана
  • Тип станции: колонно-стеновая
  • Вход на станцию: вестибюль в подземном переходе с прямым выходом в торговый центр
  • Траффик: порядка 1,44 млн человек в месяц

Названием своим станция Комендантский проспект, как и многие объекты наверху, обязана району, в котором построена.

Со времен основания Петербурга в этом районе находился большой участок земли во владении коменданта Петропавловской крепости. В те времена это был далёкий пригород. Коменданты менялись, а земля оставалась.

В период 1910-1963 годы здесь размещался Комендантский аэродром, как сейчас говорят - аэродром смешанного назначения. На нём базировалась и истребительная, и транспортная авиация.

И вот с 1970 года район стал застраиваться высотными жилыми домами. Вплоть до открытия станции метро Комендантский проспект это была реальная жопа мира, потому что до ближайшего метро - сначала Пионерская, а потом и Старая Деревня - приходилось долго добираться на общественном транспорте.

Изюминкой станции являются красивые мозаичные панно, 18 на простенках по бокам зала, одно в торце зала и одно над эскалатором наверху в вестибюле.

Начнём конечно с торцевого панно. Правда, сейчас заграждение не даёт к нему близко подойти, однако в общих чертах можно понять, что оно отражает фольклорно-архетипическое русское воздухоплавание. Кошка в лукошке, медведь с балалайкой, парень с гармошкой, самовар и воздушный шар весь в заплатах. Очень точно и очень трогательно ;)

Слева от торцевого панно можно видеть задел под переход - либо на другую линию, если её здесь когда-нибудь построят, либо под второй выход в город. Сейчас там находятся административные помещения.

Панно на простенках сразу же, мгновенно навевают мотив одной знаменитой песни "Любимый город". Просто мгновенно. Наверное, иностранные читатели не поймут. Это зашито в нашем культурном коде ещё со времен блокады Ленинграда. Просто потому, что песня была написана перед самой войной, в 1939 году, для фильма "Истребители".

Может быть, вот в такой версии не-русским людям будет более понятно.

Поэтому, когда лично я смотрю на эти мозаики, эта знаменитая песня в бессмертном исполнении Марка Бернеса сама мгновенно включается в моей голове.

А вот на этой скажем мозаике, фото слева - истребители ЛаГГ-3 патрулируют над центром блокадного Ленинграда (внизу видна стрелка Васильевского острова).

Чтобы оценить мозаичное панно в вестибюле, надо подняться наверх. Гермодверь в торце зала - вертикальная, типа "гильотина".

Эскалатор очень длинный - 140 метров при стандартном угле наклона 30 градусов. До 2011 года эта станция была самой глубокой в Петербурге.

Вестибюль находится в подземном переходе, причем прямо здесь же, не выходя на поверхность, можно пройти в торговый центр, стоящий на другой стороне улицы. Однако интересно, что здесь в переходе расположена ещё одна гермодверь.

Выходы на поверхность по бокам проспекта выглядят как стандартные лёгкие вестибюли.

Но пойдём обратно. Нам же верхнее панно нужно посмотреть. Вот оно!

Едем вниз. Дело небыстрое.

Если не считать мозаик и большой глубины, то станция вполне обычная. Ничего особенного.

Путевые стены тоже без особых изысков.

Двери в путевых стенах сделаны заподлицо и никак не украшены. Вообще, эта станция относится к предпоследнему поколению станций, это когда строить снова начали красиво, но всё ещё пытались экономить везде где можно и где нельзя.

Мне нравится. Красивая станция. Только вот добираться сюда на окраину, чтобы посмотреть на эти мозаики, довольно долго и далеко.