Площадь Мужества
- Этот объект в Сети: Wiki, Wikimapia, карта Yandex
- Открыта: 31 декабря 1975 года
- Глубина: 63m
- Проектное название: Кушелевка
- Народные названия: Площадь Замужества, Мужеложества
- Тип станции: односвод
- Вход на станцию: из наземного павильона (выглядит как встроенный в здание)
- Трафик: всего порядка 802 тыс человек в месяц
Станция названа по расположению у одноимённой площади и является ближайшей к Пискарёвскому мемориальному кладбищу.
Была открыта в составе участка Лесная - Академическая. Вместе с следующей станцией Политехническая это первая в мире односводчатая станция глубокого заложения. Бетонные "зонты" станции уникальны - толщина бетонного свода всего лишь 20 миллиметров.
Северный торец станционного зала покрыт алюминиевыми полосами с декоративной клёпкой и подсвеченной изнутри пятиконечной звезда из нержавеющей стали.
Южный торец станционного зала несёт над проходом к эскалаторам надпись «СЛАВА ГЕРОЯМ ТЕБЯ ЛЕНИНГРАД ОТСТОЯВШИМ» (без запятых).
Гермодверь перед эскалатором - традиционная, вертикальная, типа "гильотина".
С наземным вестибюлем вышла интересная история. Изначально это был просто отдельно стоящий небольшой вестибюль с двумя выходами - на площадь Мужества и во дворы домов по улице Политехнической. Затем выход во дворы был закрыт, использовался только выход на площадь. Затем, в 1990е годы, прямо над вестибюлем построили жилой дом. Во время стройки основной выход со станции был закрыт, и снова использовался выход во дворы. Приходилось для выхода на площадь обходить вестибюль слева. Наконец, после достройки дома снова открыли основной вход, а тыльный, обращённый во дворы, замуровали.
При взгляде с Политехнической улицы кажется, что вестибюль встроен в жилой дом, но на самом деле здание вестибюля находится во дворе этого дома (фото справа).
Наверху здесь вообще ничего интересного нет, так что давайте обратно под землю.
Изначально предполагалось, что станция какое-то время будет конечной на линии, поэтому сразу за ней был построен стрелочный съезд между главными путями. Однако история с аварией при строительстве (знаменитый прорыв плывуна, смеси воды и песка под чудовищным давлением, в 1974 году) внёс серьёзные коррективы.
Конечной станцией стала предыдущая станция Лесная. Ликвидация последствий аварии велась одновременно со стройкой следующего участка линии, поэтому следующей конечной станцией стала сразу Академическая. Однако оборотный тупик здесь всё же построили (без путей), и, как оказалось позже, не зря.
В 1995 году произошёл новый Размыв. Поэтому с 6 по 25 декабря 1995 года в оборотном тоннеле смонтировали рельсы для возможности оборота поездов. Станция стала временно конечной на участке до станции Девяткино. Использовался только 2-й главный путь - поезда отправлялись с того же пути, на который прибывали. Накануне восстановления сквозного движения по линии, с 11 по 20 июня 2004 года, пути в оборотном тоннеле были разобраны за ненадобностью, и станция снова перестала быть конечной.
В целом - обычная односводчатая станция без каких-либо красот и достопримечательностей. Если, конечно, не считать эпическую историю с плывуном и размывом.
Утилитарно, по-советски :)