Невский Проспект
- Этот объект в Сети: Wiki, Wikimapia, карта Yandex
- Открыта: 1 июля 1963 года
- Глубина: 58m
- Проектное название: Площадь Плеханова
- Тип станции: пилонная
- Вход на станцию: три различных выхода в рамках пересадочного узла
Название станции метро, конечно, не очень удачное. Просто потому, что Невский проспект - длинная главная магистраль города, и вдоль неё расположены 7 станций метро всех 5ти линий. Это если не считать ещё продолжения проспекта на Правом берегу Невы - там он уже не Невский, а Заневский проспект ;)
Конкретно вдоль Невского проспекта расположены станции: Адмиралтейская, Невский Проспект, Гостиный двор, Маяковская, Площадь Восстания, Площадь Александра Невского-1 и Площадь Александра Невского-2. А на Правом берегу Невы - Новочеркасская и Ладожская.
Более того, и в проекте эта станция носила несколько названий. Кроме основного, - "Площадь Плеханова", т.к. изначально станцию хотели построить в районе площади Плеханова, ныне Казанской, - были также названия "Казанский собор" и "Улица Желябова". И по слухам, также была версия названия "Центр Ленинграда". Но в итоге назвали её почему-то именно "Невский проспект". Такой вот пердимонокль.
На станции за её историю трижды менялось освещение: от слегка желтоватого до 2003 года, через ядовито-желтое к бело-светодиодному в 2021 году.
Украшений на станции нет, она очень утилитарна. Оштукатуренные стены покрыты горизонтальными алюминиевыми профилями.
Но двери в путевых стенах почему-то оформлены не в цвет этим алюминиевым горизонталям.
Станция имеет самый напряжённый в городе пересадочный трафик, и даже глубокой ночью фотографировать здесь крайне трудно. Большие толпы людей всё время куда-то спешат. При этом, поскольку станция пилонная, конструктивная пропускная способность её невелика - проходы между пилонами узкие. Такой вот парадокс.
Вместе со станцией Гостиный двор "Невский проспект" образует единственный в городе пересадочный узел, где потоки людей разных направлений полностью физически разделены - Гостинка-Невский, переходы. Исключение составляет лишь единственный эскалатор на вход с канала Грибоедова, он же "Невский проспект-2".
Всего пересадочный узел имеет три выхода - Тёплая труба, Невский проспект-2 и выход в здание Гостиного двора со станции Гостиный двор. Сама станция "Невский проспект" - первая в городе, не имевшая наземного вестибюля. Его просто некуда было в центре города воткнуть.
Выход в "Теплую трубу", старейший в городе подземный переход, интересен сам по себе - смотри Тёплая труба. Он закрывается ровно в 23:00. Здесь когда-то был ещё второй малый экскалатор, но во время ремонта 1998 году малые эскалаторы были демонтированы и заменены на трёхпролётную лестницу.
Остальные выходы и переходы работают до последнего посетителя - то есть до закрытия метро в половину первого ночи.
Переход с "Невского проспекта" на "Гостиный двор" расположен в торце станции. Там 4 эскалатора на Гостинку, три на Грибанал и один с Грибанала.
Обратный переход с Гостинки на Невский, кроме единственного эскалатора в торце, обеспечен отдельным коридором, который вываливается на станцию Невский проспект в самой её середине. Для того, чтобы поток людей шёл только в одну сторону, здесь установлены турникеты.
В период, когда освещение на станции было ядовито-жёлтым, белый торец перехода особенно ярко подчёркивал эту разницу цветов.
Напротив перехода, где по лестнице всё время скатывается людской водопад, находится единственная, зато очень крутая достопримечательность этой станции - текст о награждении метрополитена орденом Ленина. Под орден Ленина в грунте специально сделали большую выработку.
И если с самой станции его видно, только когда стоишь прямо напротив него, то на выходе из перехода он просто-таки бросается в глаза, занимая всё поле зрения.
Одно время в торце одного из боковых залов была ещё одна стихийная достопримечательность - очень милая наклейка на торце служебного электроящика (фото слева). Но в настоящее время она, увы, утрачена (фото справа).
В целом это станция-трудяга, такая утилитарная рабочая лошадь метро Петербурга. Люди проносятся сквозь неё, не замечая. Сравните визуально со станцией Площадь Восстания, которая тоже расположена на этом же Невском проспекте в этом же центре этого же города, но строилась по сталинскому плану первой очереди метро.
В северном торце станции находится ответвление на ССВ 2/5 линий (Садовая/Невский) - к северному торцу станции Садовая. По нему ранее ежедневно происходила выдача составов на 5я Фиолетовая линия, и по нему в обе стороны частенько ходили поезда с пассажирами. Но с платформы его, конечно, не видно. Видно только перья стрелочного перевода.
В эту же сторону, к станции Горьковская, в тоннелях метро находятся знаменитые "Американские горки". При прокладке тоннеля между этими станциями под Невой проходчики обнаружили в районе Марсова поля ранее не выявленную водоносную песчаную линзу. Пришлось заглублять тоннель с максимально допустимым уклоном. На этом отрезке первый вагон поезда оказывается на шесть метров ниже последнего. Это самый глубокий перегон метро в мире (126 метров в самой глубокой точке).
В другую сторону, к станции Сенная Площадь, лежит самый короткий перегон на всей 2я Синяя линия. Самый центр города, станции натыканы очень плотно.
Если внимательно пошариться по станции, то можно найти разные любопытные технологические артефакты предыдущей промышленной эпохи. Эдакие следы высокоразвитой техногенной цивилизации в виде переговорных устройств или непонятных зазубрин на алюминиевых профилях на стенах.
Но если вы захотите здесь просто погулять - знайте, поток людей вас затопчет. Даже глубокой ночью ;)