1я Красная линия
- Самая старая линия Петербурга.
- Начало постройки: апрель 1941 года.
- Возобновление стройки: 3 сентября 1947 года.
- Открыта 15 ноября 1955 года.
- Изначально: Кировско-Выборгская линия.
- Длина линии 29,7 км, в ней 19 станций.
- Средняя скорость поездов: 38 км/ч.
- Среднее время из конца в конец: 47 минут.
- Средняя глубина станций: 50 метров.
- Длина поездов: 8 вагонов.
Навскидку
Профиль глубин на линии: Глубины
Профиль трафика на линии: Трафик
Станции на линии:
- Бугры (проект)
- Проспект Культуры (проект)
- Сосновка (проект)
- ТЧ-4 Северное
- Девяткино
- Гражданский проспект
- Академическая
- Политехническая
- Площадь Мужества
- Размыв
- Лесная
- Выборгская
- Спецобъект
- Площадь Ленина
- Чернышевская
- Площадь Восстания
- Владимирская
- Пушкинская
- Технологический Институт-1
- Технологический Институт-2
- Балтийская
- Нарвская
- Сад 9-го Января (не построена)
- Кировский Завод
- Автово
- ТЧ-1 Автово и ТЧ-2 Дачное
- Дачное (закрыта)
- Ленинский Проспект
- Проспект Ветеранов
На всей линии посадка через последнюю дверь последнего вагона не производится, т.к. при остановке поезда она находится за пределами платформы.
На станциях с выходом на правую сторону - Технологический Институт-2 и Девяткино - высадка не производится из первой двери первого вагона.
Как и подобает наиболее заслуженным линиям, на Первой линии есть много интересного:
- Станция Девяткино и ТЧ-4 Северное находятся за границей Питера - в Ленинградской области.
- Станция Гражданский проспект - одна из 3х станций Петербурга с наземным комплексом противоатомной защиты. Две другие - Проспект Просвещения и Ломоносовская.
- Недостроенные тоннели на станции Политехническая для ответвления линии на север - Сосновка (проект), Проспект Культуры (проект) и Бугры (проект).
- Широко знаменитый в узких кругах Размыв с плывуном между станциями Лесная и Площадь Мужества.
- Спецобъект между станциями Выборгская и Площадь Ленина.
- Проход под Невой в районе её наибольших глубин (24 метра, глубина тоннелей свыше 70 метров) между станциями Площадь Ленина и Чернышевская.
- ССВ 1/3 линий (Восстания/Маяковская).
- Самый короткий в Петербурге перегон (720м) между станциями Владимирская и Площадь Восстания.
- Вывал грунта при строительстве наклонного хода станции Пушкинская, и подземный памятник Пушкину там же.
- ССВ 1/2 линий (Техноложка).
- Панно "1917 год" на станции Балтийская.
- Станция-призрак Сад 9-го Января (не построена).
- Множество легенд про секретную служебную ветку на территорию Кировского завода и порта от станции Нарвская к станции Кировский Завод. Теперь это ССВ 1/6 линий (Путиловская/Нарвская, строится).
- Стеклянные колонны на очень красивой станции Автово.
- Сразу три метродепо: ТЧ-4 Северное, ТЧ-1 Автово и ТЧ-2 Дачное.
- Ныне несуществующая наземная станция Дачное (закрыта) (теперь это бывшее МРЭО-5 ГИБДД Кировского района).
- Самая загруженная станция метро Петербурга - Проспект Ветеранов, порядка двух с половиной миллионов человек в месяц.
Имхо, самая красивая станция на этой линии - Площадь Восстания. Она же - вторая по загруженности в Питерском метро. Да, по трафику на входе-выходе она первая, но нужно понимать, что выходы этой станции перетягивают на себя значительную часть трафика смежной станции Маяковская.
Интересно, что в Московском метро самая загруженная станция - "парная" ей "Комсомольская". Парная, потому что весь трафик на поездах между Москвой и Петербургом проходит через обе эти станции, на Московском и Ленинградском вокзалах соответственно.
Книга Соколова о первой очереди Ленинградского метро, 1957 год.