Соединительные линии

В метро Санкт-Петербурга, как и в любом другом, есть тоннели, не предназначенные для пассажирского движения и обеспечивающие перевод составов с одной линии на другую - так называемые ССВ, Служебные Соединительные Ветви.

Конкретно в Питере таких ветвей условно пять (некоторые из них совмещены с ПТО и другим тоннельным хозяйством):

Соответственно, Садовая - единственная станция в Питере, имеющая путевое развитие по обоим сторонам.

ССВ Технологический институт

Представляет собой группу из нескольких тоннелей, построенных в составе Первой очереди Питерского метро (в некоторым смысле, с них оно и начиналось). В процессе развития половина ветвей стала не нужна, и рельсы в них разобрали. Вторая половина активно используется, по ней часто ходят поезда с пассажирами.

Питерское метро, ССВ Технологический институт

Рассмотрим один из действующих туннелей ССВ. Камера съездов:

Питерское метро, ССВ Технологический институт

Питерское метро, ССВ Технологический институт

Отсюда хорошо видна платформа Техноложки-2:

Питерское метро, ССВ Технологический институт

А вот сама ССВ. Она здесь очень короткая, около 100 метров:

Питерское метро, ССВ Технологический институт

С другой её стороны виден недействующий тоннель ССВ с разобранными рельсами, использующийся в хозяйственных целях:

Питерское метро, ССВ Технологический институт

Из него виден кусочек зала Техноложки-1:

Питерское метро, ССВ Технологический институт

Wiki про эти ССВ пишет:

На перегоне Технологический институт - Пушкинская вправо по ходу движения поезда к Пушкинской отходит съезд на линию 2. Примерно через 70 метров слева примыкает разобранный съезд из колонного зала.

На перегоне Балтийская - Технологический институт, перед станцией Технологический институт, влево отходит съезд с разобранными путями. Он использовался в 1955—1961 годах, когда поезда Кировско-Выборгской линии прибывали только в колонный зал (теперь составы от Балтийской подходят к перрону пилонного зала станции). В обратном направлении существует съезд от линии 2.

На перегоне Технологический институт - Сенная площадь слева имеется съезд от линии 1. После неё находится разобранный пошёрстный съезд, использовавшийся в 1961—1963 годах, когда станция была конечной первой очереди линии 2. В обратном направлении, посередине перегона, существует бывший съезд к линии 1. Там есть освещение и даже рельсы, просто они не пересекаются с главными путями. Ныне в них расположены сараи для хранения оборудования службы пути и СЦБ.

Из-за данной конструкции станции и путевого развития при отправлении из колонного зала в сторону станции Фрунзенская можно увидеть движущиеся в тоннелях поезда линии 1: сначала через неиспользуемый съезд — поезд, прибывающий в пилонный зал с Балтийской, а затем через съезд между линиями — поезд, убывающий из колонного зала к Балтийской.

ССВ Площадь Восстания/Маяковская

Наиболее редко используемое ССВ, хотя и приходилось ездить по нему в качестве пассажира. Со стороны Площади Восстания начинается ПТО:

Питерское метро, ССВ Площадь Восстания/Маяковская

Питерское метро, ССВ Площадь Восстания/Маяковская

Питерское метро, ССВ Площадь Восстания/Маяковская

Поскольку ССВ используется редко, вид ее несколько заброшенный.

Питерское метро, ССВ Площадь Восстания/Маяковская

Питерское метро, ССВ Площадь Восстания/Маяковская

Питерское метро, ССВ Площадь Восстания/Маяковская

Питерское метро, ССВ Площадь Восстания/Маяковская

Имеется санузел, по словам специалистов - необычного вида.

Питерское метро, ССВ Площадь Восстания/Маяковская

Питерское метро, ССВ Площадь Восстания/Маяковская

Перед Маяковской ССВ раздваивается стандартной камерой съездов:

Питерское метро, ССВ Площадь Восстания/Маяковская

Питерское метро, ССВ Площадь Восстания/Маяковская

Питерское метро, ССВ Площадь Восстания/Маяковская

К слову - вот так "горизонтальный лифт" (Маяковская) выглядит изнутри:

Питерское метро, ССВ Площадь Восстания/Маяковская

Питерское метро, ССВ Площадь Восстания/Маяковская

ССВ Площадь Александра Невского

По оценкам - самый загруженный ССВ в Питерском метро (в час пик интервалы поездов сжимаются иногда до 15 секунд). Окружен развитыми подземными строениями, содержит ответвление с ПТО. На уровне легенд предполагается наличие тоннеля к Смольному, но подтверждения этому нет.

Начинается ССВ от станции Площадь Александра Невского-1 с камеры перекрестных съездов. Прямо, где стоит поезд - рабочий тоннель. Отводка направо - стрелка в другой рабочий тоннель.

Питерское метро, ССВ Площадь Александра Невского

Питерское метро, ССВ Площадь Александра Невского

Третий путь (если обернуться назад) - начало ССВ:

Питерское метро, ССВ Площадь Александра Невского

Дальше по тоннелю - еще одна стрелка. Справа - тупик с ПТО, слева - продолжение ССВ:

Питерское метро, ССВ Площадь Александра Невского

Поворот тоннеля находится ровненько под рекой Монастыркой и Свято-Троицкой Александро-Невской лаврой.

Питерское метро, ССВ Площадь Александра Невского

Питерское метро, ССВ Площадь Александра Невского

В начале поворота есть небольшой проход, забетонированный в конце.

Питерское метро, ССВ Площадь Александра Невского

Ну и далее ровная прямая до станции Площадь Александра Невского-2.

Питерское метро, ССВ Площадь Александра Невского

ССВ Садовая/Невский проспект

Самая длинная ССВ в Питерском метро, также наиболее часто используется для пассажирского движения.

Если ехать по Пятой линии от Садовой в сторону Адмиралтейской, то сразу за Садовой видно путевое развитие - ветки от обоих тоннелей сходятся вместе в центральный тоннель. Это начало ССВ, до открытия участка к Старой Деревне также использовалось как оборотный съезд:

Питерское метро, ССВ Садовая/Невский проспект

Питерское метро, ССВ Садовая/Невский проспект

Интересно, что по крайней мере одна вентиляционная сбойка на этой ССВ выполнена в виде полноформатного тоннеля без рельс:

Питерское метро, ССВ Садовая/Невский проспект

Помимо множества развитых вентиляционных и водоотливных устройств, сам тоннель ССВ очень длинный и имеет кучу светофоров, как в "настоящих" рабочих тоннелях.

Питерское метро, ССВ Садовая/Невский проспект

Питерское метро, ССВ Садовая/Невский проспект

Питерское метро, ССВ Садовая/Невский проспект

Есть и своя гермодверь. Всё по-взрослому:

Питерское метро, ССВ Садовая/Невский проспект

Завершается ССВ на подходе к станции Невский проспект обычным ПТО:

Питерское метро, ССВ Садовая/Невский проспект