Сад 9-го Января (не построена)

  • Эта станция в Сети: Wikimapia
  • Открыта: постройка отменена в мае 1941 года
  • Вход на станцию: вестибюль в угловом здании напротив Сада 9го Января

Для рассказа о так и не построенной станции, станции-призраке "Сад 9го Января" нужно сделать реверанс в сторону времени, когда в городе Ленина начали проектировать и строить метро.

Дело было сразу после принятия великолепного генплана 1935 года, где всё развитие Ленинграда предполагалось к югу от Невы (схема слева). Осколки этого генплана, наживлённые до войны, всё еще можно найти в Санкт-Петербурге и сегодня. Странные диагональные улицы, широкие бульвары, да... И именно в контексте этого предвоенного генплана нужно рассматривать проект первой очереди метрополитена Ленинграда (схема справа).

Есть легенда, что реализации первоначального проекта метро помешала война. И что именно послевоенная разруха не позволила родиться станции метро "Сад 9го Января". Но это неправда.

Да, в войну недостроенные выработки и шахты метро пришлось затопить и после войны начинать строительство заново. Всё так. Но само решение о сокращении в целях экономии объёма первой очереди метро Ленинграда было предложено лично Сталиным весной 1941 года. Ещё до войны. И дело всё было в том, что практически все станции первой очереди метро Ленинграда располагались в местах большого пассажиропотока или ключевых транспортных узлов. И лишь станция "Сад 9го Января" находилась посреди малонаселенной пустоши. Само её появление в проекте в этом месте было вызвано желанием проектировщиков избежать слишком длинных перегонов между станциями.

На немецком аэроснимке 1942 года место, где должен был находиться вестибюль станции, отмечено белым кружком. Сам сад тогда был вдвое меньше, чем сейчас, а вокруг была разрежённая промышленная застройка вперемешку с ветхими хибарами. Разумеется, именно эта станция и пошла под нож первой, когда Сталин потребовал экономить средства.

После же войны сад 9го Января был вдвое расширен (фото слева). Однако возобновлять стройку станции уже не стали, не до того было. Предвоенное проектирование тоже шло в условиях полной секретности, архитектурных схем станции не сохранилось, если они вообще были. Остался лишь единственный эскиз - вестибюль станции на проспекте Стачек (рисунок справа).

Хорошо видно, что на аэроснимке 1947 года на месте предполагаемого вестибюля станции справа от сада - пустырь. Даже старые хибары не все ещё снесены.

Теперь же имеем один из самых длинных в метро Петербурга перегонов, очевидное пустое место между станциями Кировский Завод и Нарвская и дом на углу улицы Зои Космодемьянской, в торце которого и должен был располагаться выход со станции. Вот здесь.

Можете полюбоваться - ограда сада прямо напротив. Причём это та самая ограда, что до революции стояла в Летнем саду. Тесен мир.

В принципе, с современной точки зрения станция метро здесь тоже не особо востребована. Людей в этом районе живет немного, много общественного транспорта.

Такие вот пирожки с котятками.