Василеостровская

  • Этот объект в Сети: Wiki, Wikimapia, карта Yandex
  • Открыта: 3 ноября 1967 года
  • Глубина: 59m
  • Проектное название: Средний проспект, Седьмая линия, Восьмая линия
  • Народные названия: Васька
  • Тип станции: горизонтальный лифт
  • Вход на станцию: наземный павильон
  • Трафик: всего порядка 1584 тыс человек в месяц

Очень долгое время - единственная станция метро на Васильевском острове, отсюда и её название. 12 лет была конечной станцией 3я Зелёная линия - с 1967 по 1979 годы.

Но никто не называет эту станцию её полным именем. Все и всегда зовут её просто - Васька.

Станция метро Василеостровская, Санкт-Петербург
Станция метро Василеостровская, Санкт-Петербург

Как и все "горизонтальные лифты", крайне скупа на красоту, да и строилась сугубо утилитарно.

Станция метро Василеостровская, Санкт-Петербург
Станция метро Василеостровская, Санкт-Петербург

Станция начинает собой непрерывную череду "горизонтальных лифтов" на 3я Зелёная линия - до станции Ломоносовская включительно.

Видео на RuTube

Станция метро Василеостровская, Санкт-Петербург
Станция метро Василеостровская, Санкт-Петербург

Единственное украшение - декоративная решётка в торцевой стене с названием станции и годом открытия. Если внимательно присмотреться, то у букв и цифр на этой решетке весьма небанальный профиль.

Станция метро Василеостровская, Санкт-Петербург
Станция метро Василеостровская, Санкт-Петербург

С этой решеткой связана одна интересная особенность станции. С момента открытия и до 2018 года станция была укорочена. Часть платформы за декоративной решёткой была отдана под служебные помещения. Из-за этого первые две двери в первом вагоне в сторону станции Приморская и последние две двери в последнем вагоне в сторону станции Гостиный двор были закрыты.

До 2001 года поезда проходили здесь в сторону станции Гостиный двор с закрытым первым вагоном, т.е. для посадки пассажиров были доступны двери только четырёх с половиной вагонов.

В 2018 году, перед продлением 3я Зелёная линия за станцию Приморская, был выполнен перенос служебных помещений и декоративной решётки. С тех пор станция не имеет таких ограничений.

Станция метро Василеостровская, Санкт-Петербург
Станция метро Василеостровская, Санкт-Петербург

На этой станции очень большой поток пассажиров, многие годы фактически весь Васильевский остров "висел" на этой станции. Поэтому и вверху на входе, и внизу на подходе к эскалатору регулярно происходили и происходят травмы из-за очень больших толп народа, давящихся через узкое игольное ушко входных дверей и эскалаторов.

Эскалаторы в количестве трёх штук традиционно расположены в торце станции. Гермодверь - вертикальная, типа "гильотина".

Станция метро Василеостровская, Санкт-Петербург
Станция метро Василеостровская, Санкт-Петербург

Поднимемся наверх.

Станция метро Василеостровская, Санкт-Петербург
Станция метро Василеостровская, Санкт-Петербург

Павильон здесь тоже без каких-либо украшений, сугубо утилитарный. Снизу не видно, но над эскалаторным ходом на крыше павильона есть такой же укреплённый бетонный противобомбовый колпак, как на станциях Фрунзенская или Парк Победы.

Раньше по контуру павильона шёл такой же козырёк, как обрушился на станции Сенная Площадь. Сразу после этого происшествия козырёк павильона здесь был сначала укреплён по всему периметру ажурными металлическими фермами, а через несколько лет - полностью демонтирован. Поэтому иногда приходится слышать, как кто-то называет эту станцию "бескозыркой".

Станция метро Василеостровская, Санкт-Петербург
Станция метро Василеостровская, Санкт-Петербург

Павильон построен на высоком цоколе в 11 ступеней для защиты от наводнений, частых в этом районе города до открытия комплекса защитных сооружений на Финском заливе.

Станция метро Василеостровская, Санкт-Петербург
Станция метро Василеостровская, Санкт-Петербург

Смотреть здесь не на что, кроме толп людей-пингвинов. Поедем обратно вниз.

Станция метро Василеостровская, Санкт-Петербург
Станция метро Василеостровская, Санкт-Петербург

В сторону станции Приморская располагается оборотный тупик, который в наши дни используется для мотовозов и хозяйственных поездов. Также, говорят, в одном из тоннелей за ним есть служебная платформа. Сам не знаю, не видел. Станция такого типа заглянуть в тоннель не позволяет.

Станция метро Василеостровская, Санкт-Петербург
Станция метро Василеостровская, Санкт-Петербург

Ещё при строительстве станции было предусмотрено конструктивное усиление тоннелей, которое позволило бы в будущем пропустить над тоннелями 3я Зелёная линия тоннели кольцевой линии и коридор второго выхода в город. В настоящее время второй выход со станции проектируется, вроде идут разговоры о его постройке, но никаких движений по этому поводу нет. Предполагается, что второй выход появится к 2029 году между домами 37 и 35 по 10-й линии Васильевского острова. Свежо предание, но верится с трудом. Тогда же предполагается построить и переход на Кольцевую линию. До которой пока, как до Луны.

Станция метро Василеостровская, Санкт-Петербург
Станция метро Василеостровская, Санкт-Петербург

Лично у меня, как у старого и опытного ленинградца, желания лишний раз сюда приезжать не возникает. Очень уж много здесь людей. А если людей убрать, то станция выглядит ещё более безрадостно.

Станция метро Василеостровская, Санкт-Петербург
Станция метро Василеостровская, Санкт-Петербург

И лишь вспоминаются строки стихов Саши Чёрного - "Васильевский остров прекрасен, как жаба в манжетах"...

Станция метро Василеостровская, Санкт-Петербург
Станция метро Василеостровская, Санкт-Петербург