ТЧ-1 Автово и ТЧ-2 Дачное

В данном рассказе, к сожалению, мне придется пользоваться чужими фотографиями - меня в депо фотографировать никто не пустит.

Депо метрополитена ТЧ-1 Автово было открыто в декабре 1955 года. Это первое метродепо Ленинграда и единственное депо, которое с 1967 по 1972 год, до открытия ТЧ-3 Московское, обслуживало сразу три линии метро. По нормативам, выверенным многолетней практикой, каждая линия метро должна обслуживаться своим депо, а если линия длиннее 20 км, то двумя депо на двух концах линии.

Депо метрополитена ТЧ-1 Автово, Санкт-Петербург
Депо метрополитена ТЧ-1 Автово, Санкт-Петербург

Отличается тем, что с 1977 года находится не в тупике в конце линии, а на перегоне между станциями Ленинский Проспект и Автово. Депо соединено двухпутной ССВ со станцией Автово. К его парковым путям также примыкают пути ремонтного депо ТЧ-2 Дачное.

Оба депо находятся на одной территории. Ремонтное депо ТЧ-2 Дачное открылось 30 июня 1970 года и с тех пор обслуживает поезда всех линий метрополитена Ленинграда и Санкт-Петербурга.

Депо метрополитена ТЧ-2 Дачное, Санкт-Петербург
Депо метрополитена ТЧ-2 Дачное, Санкт-Петербург

Вернемся к ТЧ-1 Автово. Для его строительства была выделена площадка более 52 гектар, где последовательно вводились само электродепо, склад службы материально-технического снабжения, мастерские служб сигнализации и связи, тоннельных сооружений, электроподстанций и сетей, санитарно-технической, эскалаторной службы. Есть своё мотовозное депо.

Мотовозное депо ТЧ-1 Автово, Санкт-Петербург
Мотовозное депо ТЧ-1 Автово, Санкт-Петербург

Видео на Youtube

На территории депо есть служебная станция открытого типа с двумя платформами. Доехать до неё сотрудники метро могут в некоторых поездах со станции Автово.

Служебная станция депо метрополитена ТЧ-1 Автово, Санкт-Петербург
Служебная станция депо метрополитена ТЧ-1 Автово, Санкт-Петербург

В депо есть специальный длинный прямой путь для обкатки составов после ремонта перед выпуском их на линию. Любая поломка на линии фатальна для движения всей линии, поэтому насколько возможно поезда стараются обкатывать в депо.

Депо метрополитена ТЧ-1 Автово, Санкт-Петербург
Депо метрополитена ТЧ-1 Автово, Санкт-Петербург

Если верить блогерам, которые были в этом депо на экскурсиях, есть и специальный путь для порезки старых вагонов. Уж не знаю, правда это или нет.

Депо метрополитена ТЧ-1 Автово, Санкт-Петербург
Депо метрополитена ТЧ-1 Автово, Санкт-Петербург

В депо Автово проводились съёмки одного из эпизодов фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается». Портал тоннеля играл роль тоннеля лондонской подземки.

Депо метрополитена ТЧ-1 Автово, Санкт-Петербург
Депо метрополитена ТЧ-1 Автово, Санкт-Петербург

На фотографиях я насчитал 43 пути в основном здании депо, но могу ошибаться, вдруг их еще больше.

Депо метрополитена ТЧ-1 Автово, Санкт-Петербург
Депо метрополитена ТЧ-1 Автово, Санкт-Петербург
Депо метрополитена ТЧ-1 Автово, Санкт-Петербург
Депо метрополитена ТЧ-1 Автово, Санкт-Петербург

Довольно большое депо.

Депо метрополитена ТЧ-1 Автово, Санкт-Петербург
Депо метрополитена ТЧ-1 Автово, Санкт-Петербург
Депо метрополитена ТЧ-1 Автово, Санкт-Петербург

Интересно, что грузовой вагон в депо (среднее фото) подписан как принадлежащий ТЧ-3 Московское.

Депо метрополитена ТЧ-1 Автово, Санкт-Петербург
Депо метрополитена ТЧ-1 Автово, Санкт-Петербург
Депо метрополитена ТЧ-1 Автово, Санкт-Петербург

Разумеется, мойка поездов тоже представлена.

Депо метрополитена ТЧ-1 Автово, Санкт-Петербург
Депо метрополитена ТЧ-1 Автово, Санкт-Петербург
Депо метрополитена ТЧ-1 Автово, Санкт-Петербург

Теперь про ремонтное депо ТЧ-2 Дачное. Аналог московского Завода по ремонту электроподвижного состава, оно было открыто 30 июня 1970 года на площадке рядом с электродепо Автово. Сегодня в депо Дачное производится средний и капитальный ремонт вагонов петербургского метрополитена.

Первая очередь депо Дачное стало площадкой для подъёмочного ремонта вагонов метро на поточной линии. Вторая очередь депо с поточными линиями среднего и капитального ремонта вагонов была открыта в 1976 году. Метровагоны стали проходить средний ремонт в депо Дачное с декабря 1976 года, капитальный ремонт начал проводиться только с 1979 года.

Здесь же, на территории ТЧ-2 Дачное, находится гейт с железной дорогой (обращён к ж/д станции Автово).

Депо метрополитена ТЧ-2 Дачное, Санкт-Петербург
Депо метрополитена ТЧ-2 Дачное, Санкт-Петербург
Депо метрополитена ТЧ-2 Дачное, Санкт-Петербург

Именно в электродепо ТЧ-2 Дачное были созданы контактно-аккумуляторные электровозы на базе вагонов типа Д. Первые шесть электровозов данного типа, имеющие ныне номера Эк/а-03...06 и Эк/а-08...09, были созданы со стандартной для вагонов метро реостатно-контакторной системой управления, а седьмой электровоз, получивший бортовой номер Эк/а-07, был оборудован перспективной тиристорно-импульсной системой управления.