Щемиловка (недострой)

  • Место станции на Wikimapia.
  • Строилась: 1971 год.
  • Закрытие построенного участка: июнь 1979г.
  • Глубина: мелкого заложения.

История непостроенной станции "Щемиловка", она же "Завод Большевик" на перекрестке улиц Бабушкина и Шелгунова, занятна.

По изначальному плану метро, станции Пролетарскаяru вообще не должно было быть. Планировалось вести линию после станции Ломоносовскаяru через станцию Щемиловка сразу к конечной наземной станции Обуховоru, за которой должно было располагаться депо.

Тупики за станцией Ломоносовскаяru продлили на 500, по другим данным на 600 метров и начали выводить на поверхность с уклоном порядка 40 тысячных. О выходе линии на поверхность говорит то, что сначала идут железобетонные тюбинги, а затем чугунные, как и положено при проходке приповерхностных водоносных горизонтов.

К слову, есть информация, что эти недостроенные туннели долгое время, до постройки ТЧ-5 "Невское"ru использовались для ночного отстоя поездов. Однако есть сомнения в возможности отстоя обесточенных поездов на уклонах 40 тысячных.

Есть две версии, что произошло дальше.

  • По одной из версий, при строительстве произошел взрыв метана в забое. Несмотря на то, что про метан в пластах знали заранее и была система его отвода, взрыв вполне мог произойти.
  • По другой версии, тогдашний глава Ленинграда настоял на переносе станции Щемиловка ближе к Неве для обеспечения рабочих большого военного завода удобным транспортом.

Скорее всего, обе версии верны. Просто потому, что станция Пролетарскаяru была построена не у поверхности, как Щемиловка, а наоборот, на очень большой глубине. Хотя на тот момент места у поверхности было достаточно.

Также в это же время родился новый план застройки Ленинграда, был запланирован новый жилой район Рыбацкое. Поэтому на плане появилась и станция Рыбацкоеru.

В июне 1979 года недостроенные тоннели к непостроенной станции были забутованы и долгое время заброшены. Из действующих тоннелей в недостроенные ведут теперь только технические сбойки. Какое-то время назад со сводов ещё свисали сталактиты (из-за отсутствия вентиляции), стены были покрыты плесенью. Однако недавно там навели порядок, сталактиты убрали. Но линия, очевидно, никогда не будет продлена в том направлении из-за плотной городской застройки на поверхности.

Известный диггерский сайт seenandheard.narod.ru писал об этом так:

Такое чувство, что туда уже не заходил никто не одно десятилетие. Повсюду огромный слой плесени, а сталактиты такого размера, что свисая с потолка туннеля достают до головы. То, что туннель идет наверх, видно даже не присматриваясь. Немного пройдя вперед, становится видно - бетонные тюбинги сменяются на чугунные. Точно так же сделано и при въезде к станции Девяткиноru, и около станции Рыбацкоеru.

Возьмем оттуда ещё несколько фотографий:

Также фотографии заброшенных тоннелей со сталактитами можно посмотреть на metro.vpeterburge.