Удельная

  • Этот объект в Сети: Wiki, Wikimapia, карта Yandex
  • Открыта: 6 ноября 1982 года
  • Глубина: 64m
  • Народные названия: Уделка, Мудельная
  • Тип станции: односвод
  • Вход на станцию: наземный вестибюль
  • Трафик: всего порядка 792 тыс человек в месяц

Станция названа по одноимённой железнодорожной станции Выборгского направления. Которая, в свою очередь, названа по расположению в историческом районе Удельная. По разным данным, открыта 4 или 6 ноября 1982 года.

Как и на многих других односводах, здесь есть определенная проблема с фактурой для съемки. Попросту говоря, снимать особо нечего :)

Впервые в практике метростроения СССР все элементы станции были размещены под единым сводом длиной 250 метров - от натяжной камеры эскалатора до камеры съездов. Конструкция станции включает также поперечную камеру в торце станции для возможной постройки второго выхода или пересадки на одну из будущих линий.

Торец станционного зала украшает барельеф вождя народов и надпись: «В начале августа 1917 года В. И. Ленин, скрываясь от преследования Временного буржуазного правительства, нелегально уехал на паровозе №293 с железнодорожной станции Удельная в Финляндию. В начале октября 1917 года возвратился в Петроград для руководства подготовкой вооружённого восстания».

В 2000 году освещение станции было заменено с ртутных ламп на ядовито-жёлтые натриевые.

В 2016 году, в свою очередь, установили светодиодное освещение. Но делу это не помогло, на станции всё равно очень темно. По исходному проекту предполагалось, кроме светильников на своде станции, установить дополнительные напольные торшеры в скамейках. Однако станцию построили без них.

Шесть лет, вплоть до открытия дальнейшего продолжения линии, станция была конечной. На платформе к станции Пионерская в районе первого вагона можно видеть две круглые точки на полу. Это места для установки ограждения, оставшиеся с тех дней.

На станции размещен линейный пункт машинистов 2я Синяя линия. В сторону станции Озерки располагается оборотный тупик, сегодня это единственный пункт технического обслуживания на 2я Синяя линия. Пункт технического обслуживания оборудован смотровой канавой и вмещает два 6-вагонных состава. Далее в туннеле находится шлагбаум, а за ним, за поворотом тоннеля - гермозатвор 226-А. За ним - Объект 61-25.

Эскалаторы в количестве 4 штук находятся в южном торце станции. Здесь же - традиционная вертикальная гермодверь.

Наземный вестибюль станции — прямоугольная коробка почти без окон и оформления. Единственная интересная деталь — огромная змееобразная люстра в вестибюле — была утрачена при замене освещения на светодиодное в 2016 году.

В вестибюле станции был предусмотрен вход в подземный переход, должен был вести к обновлённой железнодорожной станции Удельная. Место, где были предусмотрены малые эскалаторы, сейчас занимают кассы. В торце задела под подземный переход установлена временная стенка. Поскольку снос исторического здания вокзала удалось отменить, то и подземный переход также не был построен. Помимо выходов к вокзалу, планировалось также сделать выход из подземного перехода к привокзальной площади.

Поехали обратно под землю.

В общем, довольно сумрачная станция. Кроме Ленина и служебного тоннеля к объекту Объект 61-25, ничего тут интересного нет.