Сенная Площадь

  • Этот объект в Сети: Wiki, Wikimapia, карта Yandex
  • Открыта: 1 июля 1963 года
  • Глубина: 45m
  • Проектное название: Октябрьская
  • Народные названия: Лошадь Ира, Лошадь мира, Пенная лошадь, Сонная лошадь, Семенная площадь, Пацифик, Сенная, Пенная, Бескозырка
  • Тип станции: пилонная
  • Вход на станцию: отдельный наземный вестибюль
  • Трафик: всего порядка 1207 тыс человек в месяц

Станция метро "Сенная площадь", до 1 июля 1992 - "Площадь мира", наверное, самая богатая в городе по неформальным названиям. Название же "Сенная площадь" присвоено по историческому наименованию городской площади, на которую выходит вестибюль станции. В далёком 1737 году здесь, тогда это была самая окраина Петербурга, была построена площадь под рынок для торговли дровами, соломой и сеном. Поэтому площадь и назвали сенной - благозвучней и короче, чем дровяная или соломенная.

Станция входит в единственный в Петербурге пересадочный узел из трёх станций, прозванный в народе "хождение по кругу", и является исторически первой станцией этого пересадочного узла.

В том торце станции, где находится Сенная-Спасская, переход, раньше была торцевая стена с эпической надписью "СССР - оплот мира". Но при постройке перехода торцевую стену отодвинули, и теперь на ней можно видеть годы переименований Санкт-Петербурга. Лично моему сердцу все три названия очень дороги и близки. Родился я в Ленинграде, живу в Петербурге, уважаю Петроград.

В другом торце станции находятся три эскалатора на поверхность.

Здесь же и традиционная гермодверь - вертикальная, типа "гильотина".

Павильон станции на поверхности был построен практически на месте храма "Спас-на-Сенной", хотя по факту наземный вестибюль задевает фундамент бывшей церкви лишь частично. Предполагается, что в ближайшем будущем над павильонами станций Сенная и Спасская - они, как видно на фото справа, стоят рядом, почти вплотную - будет надстроено здание торгового центра, а сами вестибюли при этом будут перестроены.

Чтобы войти в вестибюль с площади, нужно подняться по довольно высоким ступенькам. Есть предположение, что вестибюль станции приподняли над землей для защиты от наводнений. Во всяком случае, высота ступеней как раз соответствует уровню подъема воды в этом месте города при самом сильном наводнении 1824 года, блестяще описанному в поэме Пушкина "Медный всадник". Подъём воды тогда составил порядка 420 см выше ординара. Павильон же соседней станции Спасская был построен уже после введения в строй защитного комплекса от наводнений, попросту дамбы через весь Финский залив, поэтому необходимости поднимать павильон этой станции над землёй уже не было.

Сам павильон очень утилитарный и невзрачный, однако и у него есть своя история. 10 июня 1999 года внезапно обрушился пятиметровый бетонный козырёк павильона, раздавив 7 человек. Я отлично помню этот день, сам прошёл под этим козырьком минут за 10 до его обрушения. Судебная экспертиза выявила грубейшие ошибки, допущенные при проектировании павильона. Конечно же, никто наказан за это не был. Однако такие же козырьки на павильонах других станций (станция Василеостровская, например) были срочно либо укреплены железными фермами, либо демонтированы.

Над эскалатором здесь особых украшений нет, так что просто вернёмся под землю. Потолок наклонного хода здесь не гладкий, как на многих других станциях, а волнистый.

Интересно, что изначально станция "Сенная площадь" тоже была "кафельной" станцией, причем с кафелем на путевых стенах не белого, а такого специфичного цвета.

Однако, во время реконструкции 2013 года кафельную плитку на путевых стенах заменили на мрамор примерно похожего цвета.

Здесь же в одном из боковых залов организовано стойбище передвижных строительных лесов для ремонта и обслуживания станции.

Освещение станции в основном построено на закарнизных светильниках.

Хотя есть и плафоны прямого света, и красивые лампы классического стиля в центре зала - возле Сенная-Садовая, переход.

Здесь же, в центре зала, монотонный пол украшен розой ветров.

Боковые залы имеют свои визуальные доминанты - длинные горизонтальные металлические решетки.

Также интересно, что ранее посреди центрального зала станции, ровно напротив Сенная-Садовая, переход, стоял газетный киоск.

Теперь же, наконец-то, все лишнее и мешающее проходу со станции убрано. Здравый смысл наконец-то одолел жадную тупую коммерцию.

Станция во все времена отличалась большим потоком пассажиров, и по сторонам тут никто особенно не смотрит. Да и, по сравнению со станциями первой очереди метро Ленинграда, тут и смотреть особо не на что.

Из-за большого потока людей фотографировать тут возможно только либо рано утром, либо поздно вечером. При этом вечерняя съёмка дарит иногда удивительные стихийные пантомимы.

Сама пилонная конструкция станции резко сокращает пространство для прохода людей и в час пик очень сильно снижает пропускную способность.

Также сейчас свет на станции почти белый...

...тогда как раньше был желтоватый. Раньше всё метро Петербурга было ядовито-желтоватым.

В общем, это станция - рабочая лошадь. И хотя во всех жаргонных названиях слово "лошадь" рифмуется со словом "площадь" из первоначального названия "Площадь мира", но что-то в этом слове всё-таки есть ;)