Пушкинская

  • Этот объект в Сети: Wiki, Wikimapia, карта Yandex
  • Открыта: 30 апреля 1956 года
  • Глубина: 55m
  • Проектное название: Витебская
  • Народные названия: Пушка
  • Тип станции: пилонная
  • Вход на станцию: вестибюль, встроенный в здание
  • Трафик: всего порядка 556 тыс человек в месяц

Одна из самых красивых станций метро в Петербурге. Многие считают её вообще самой красивой станцией. И тоже кафельная.

В своё время и эта станция не избежала ядовито-жёлтого освещения.

Но, к счастью, здравый смысл в итоге победил, и сегодня станцию можно наблюдать в нормальном белом свете.

Формально станция была сдана в эксплуатацию в составе Первой очереди метро - 15 ноября 1955 года, поэтому и двери на путевых стенах обозначены 1955 годом. Однако по факту был готов только подземный станционный зал. Вестибюль и эскалаторный ход не были достроены в срок из-за вывала породы с поступлением грунтовых вод. До момента "нормального" открытия поезда проезжали станцию транзитом.

Станция, повторюсь, удивительно красива и гармонична. Первоначально оформление станции планировалось связать со строительством Царскосельской железной дороги, первой в России. В окончательном проекте тематика изменилась — она целиком посвящена Александру Сергеевичу Пушкину, который учился в лицее в Царском селе.

В торце центрального зала можно видеть статую Пушкина. За ней - панно, изображающее любимый Пушкиным уголок Царскосельского парка. На счастье Пушкина, в метро не бывает голубей.

Это один из двух подземных памятников Пушкину в Петербурге, первый подземный мемориал в СССР. Второй находится на станции Черная Речка. К слову - здесь же, на этой же станции есть ещё барельеф с изображением Пушкина, наверху над эскалатором. Мы до него скоро дойдём.

Отдельное восхищение нужно выразить люстрам и вообще светильникам. Всё очень продумано и выполнено с кучей мелких деталей.

При строительстве перехода на станцию Звенигородская две люстры из бокового зала были сняты и перемещены в переход - Пушкинская-Звенигородская, переход. И надо сказать, до постройки перехода Пушкинская была очень тихой станцией с малым потоком пассажиров.

Пушкинская — станция-близнец станции "Октябрьская" московского метро за авторством того же архитектора. Геометрия и архитектура обеих станций почти полностью совпадают, отличаются лишь детали оформления. Это вообще единственная станция Первой очереди Ленинградского метро, построенная по проекту московского архитектора, да еще и вне конкурса.

В противоположном от Пушкина торце станции находятся три эскалатора.

Гермодверь перед эскалаторами - традиционно вертикального типа, "гильотина".

Наверху тоже всё красиво и непросто. Пушкинская - единственная из привокзальных станций метро, не имеющая прямого выхода в здание вокзала.

Фасады здания, где расположен вестибюль, ориентированы нетипично относительно улиц: вход с торжественными колоннами находится со стороны двора, тогда как тыльный выходной фасад обращён на Загородный проспект.

Здесь в вестибюле тоже много красивостей - светильники, орнаменты, лепной потолок. Загляденье.

Интересный момент. По некоторым данным, при капитальном ремонте эскалаторов, т.е. их замене, пришлось немного уменьшить их угол наклона, т.к. с момента постройки здание вестибюля дало заметную усадку.

Вернемся к переходу Пушкинская-Звенигородская, переход.

И посмотрим на разные детали. На станции их полно.

Замечательная станция. Просто прекрасная. Сейчас таких уже не делают.