Connecting lines

В метро Санкт-Петербурга, как и в любом другом, есть тоннели, не предназначенные для пассажирского движения и обеспечивающие перевод составов с одной линии на другую - так называемые ССВ, Служебные Соединительные Ветви.

Конкретно в Питере таких мест условно шесть (некоторые из них совмещены с ПТО и другим тоннельным хозяйством), между:

Соответственно, СадоваяRU - единственная станция в Петербурге, имеющая путевое развитие по обоим сторонам.

ССВ Площадь Восстания/Маяковская

Наиболее редко используемое ССВ, хотя и приходилось ездить по нему в качестве пассажира. Со стороны Площади Восстания начинается ПТО:

Питерское метро, ССВ Площадь Восстания/Маяковская Питерское метро, ССВ Площадь Восстания/Маяковская Питерское метро, ССВ Площадь Восстания/Маяковская

Поскольку ССВ используется редко, вид ее несколько заброшенный.

Питерское метро, ССВ Площадь Восстания/Маяковская Питерское метро, ССВ Площадь Восстания/Маяковская Питерское метро, ССВ Площадь Восстания/Маяковская Питерское метро, ССВ Площадь Восстания/Маяковская

Имеется санузел, по словам специалистов - необычного вида.

Питерское метро, ССВ Площадь Восстания/Маяковская Питерское метро, ССВ Площадь Восстания/Маяковская

Перед Маяковской ССВ раздваивается стандартной камерой съездов:

Питерское метро, ССВ Площадь Восстания/Маяковская Питерское метро, ССВ Площадь Восстания/Маяковская Питерское метро, ССВ Площадь Восстания/Маяковская

К слову - вот так "горизонтальный лифт" (Маяковская) выглядит изнутри:

Питерское метро, ССВ Площадь Восстания/Маяковская Питерское метро, ССВ Площадь Восстания/Маяковская

ССВ Площадь Александра Невского

По оценкам - самый загруженный ССВ в Питерском метро (в час пик интервалы поездов сжимаются иногда до 15 секунд). Окружен развитыми подземными строениями, содержит ответвление с ПТО. На уровне легенд предполагается наличие тоннеля к Смольному, но подтверждения этому нет.

Начинается ССВ от станции Площадь Александра Невского-1 с камеры перекрестных съездов. Прямо, где стоит поезд - рабочий тоннель. Отводка направо - стрелка в другой рабочий тоннель.

Питерское метро, ССВ Площадь Александра Невского Питерское метро, ССВ Площадь Александра Невского

Третий путь (если обернуться назад) - начало ССВ:

Питерское метро, ССВ Площадь Александра Невского

Дальше по тоннелю - еще одна стрелка. Справа - тупик с ПТО, слева - продолжение ССВ:

Питерское метро, ССВ Площадь Александра Невского

Поворот тоннеля находится ровненько под рекой Монастыркой и Свято-Троицкой Александро-Невской лаврой.

Питерское метро, ССВ Площадь Александра Невского Питерское метро, ССВ Площадь Александра Невского

В начале поворота есть небольшой проход, забетонированный в конце.

Питерское метро, ССВ Площадь Александра Невского

Ну и далее ровная прямая до станции Площадь Александра Невского-2.

Питерское метро, ССВ Площадь Александра Невского

ССВ Садовая/Невский проспект

Самая длинная ССВ в Питерском метро, также наиболее часто используется для пассажирского движения.

Если ехать по Пятой линии от Садовой в сторону Адмиралтейской, то сразу за Садовой видно путевое развитие - ветки от обоих тоннелей сходятся вместе в центральный тоннель. Это начало ССВ, до открытия участка к Старой Деревне также использовалось как оборотный съезд:

Питерское метро, ССВ Садовая/Невский проспект Питерское метро, ССВ Садовая/Невский проспект

Интересно, что по крайней мере одна вентиляционная сбойка на этой ССВ выполнена в виде полноформатного тоннеля без рельс:

Питерское метро, ССВ Садовая/Невский проспект

Помимо множества развитых вентиляционных и водоотливных устройств, сам тоннель ССВ очень длинный и имеет кучу светофоров, как в "настоящих" рабочих тоннелях.

Питерское метро, ССВ Садовая/Невский проспект Питерское метро, ССВ Садовая/Невский проспект Питерское метро, ССВ Садовая/Невский проспект

Есть и своя гермодверь. Всё по-взрослому:

Питерское метро, ССВ Садовая/Невский проспект

Завершается ССВ на подходе к станции Невский проспект обычным ПТО:

Питерское метро, ССВ Садовая/Невский проспект